43-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

"Московская беседка": Осенний вальс

"Московская беседка": Осенний вальс
19 февраля 2024
Идея поставить спектакль по рассказам любимых писателей Булата Окуджавы - «трех Юриев», Трифонова, Казакова и Домбровского, родилась у режиссера Александра Коршунова много лет назад. На первый взгляд спектакль о прошлом. Недавнем, но все еще живом и саднящем. Но прошлое все отчетливее прорастает в настоящем. Лирические миниатюры переносят нас в атмосферу послевоенного времени, когда люди, не успев опомниться от тяжелой войны, снова погрузились в тягостную атмосферу войны внутренней, вспыхнувшей с новым ожесточением. Наша история оглядывается на нас с тихой скорбью, в которой растворяются люди и их судьбы. А люди всегда мечтали о счастье.

Но так уж устроен мир, что одни люди стремятся к счастью, другие — к разрушению счастья, им недоступного. Пронзительная история голубиной верности людям и предательства людей рассказана на сцене с такой проникновенной мощью, что невозможно удержаться от слез.

История «Голубиной гибели» (по рассказу Ю. Трифонова) впечатляет трагической простотой и неотвратимостью, беспощадностью давящей силы перед растерянной слабостью простых, добрых людей, обладающих естественным благородством. Колоритные образы людей из народа в исполнении Вячеслава Кузнецова, Людмилы Корюшкиной и Виктории Захаровой, естественных, эмоциональных, широких сыграна с чарующей простотой и пронзительной проникновенностью. Беззлобно, но с такой болью душевной, которая красноречивее отстраненных цифр в сухих отчетов свидетельствует о страшном культе, который пережила наша страна.

История ареста Александра Сергеевича Грибоедова (по рассказу Ю. Домбровского «Арест») выбивается из временного, но идеально ложится во внутреннее постановочное пространство, исполненное боли и страха перед властью и ее могуществом. Грибоедов рассуждает о том, как беспомощен бунт поэтов, а генерал Ермолов, в чьи обязанности входит немедленно арестовать бунтовщика «со всеми бумагами», откровенно сочувствует ему, дает время уничтожить компромат.

Противоречивый образ старого солдата, слуги царю, познавшего и опалу, и почет, не согласного с декабристами и одновременно встающего на защиту сочувствующего им Грибоедова, — очень сильный образ, разработанный актером Дмитрием Ячевским с предельной точностью и глубиной.

Сцена сожжения бумаг выполнена молодым актером Сергеем Загорельским с такой пугающей подлинностью, что ее актуальность в наше непростое время не требует доказательств. Растерянность, недоумение, страх и вместе с тем уверенность в правоте своего дела сыграны остро, правдиво, искренне и благородно. Перед нами не современник, а сам Александр Сергеевич Грибоедов, словно сошедший с картинки учебника по литературе.

История любви актрисы (Нелли Шмелева) и поэта (Павел Гребенников), сыгранная с трепетностью и тонкостью изысканного психологизма — подлинный шедевр исполнительского и режиссерского искусства (по рассказу Юрия Домбровского «Прошлогодний снег»). История женщины, обласканной славой, но внутренне сгоревшей, остывшей некогда яркой звезды и поэта, тоже мечтавшего и горевшего, прошедшего лагеря, но не забывшего свою первую любовь, прорывается в движениях, исполненных трепета и сдерживаемой страсти, особой трагической мимики изображения сильного, глубокого чувства.

Актерский дуэт Нелли Шмелевой и Павла Гребенникова впечатляет сыгранностью и глубинным талантом, счастливо и щедро разделенным на двоих. Погруженный в мучительные бесконечные рассуждения о былом Николай и помертвевшая Вера, с подавленной яростью приговорившая себя к благополучной жизни ищут — и находят в себе силы вернуть то, что вернуть невозможно: прошлогодний снег своей любви, ожившей весенней капелью и озарившей разбитую жизнь новым светом настоящей любви, к которой они шли пятнадцать лет.

Чеховская тема внутренней тонкости, верности себе и противостояния обывательской пошлости выражена проникновенно и глубоко. А где Чехов, там и Станиславский. В спектакле много звуковых эффектов, музыки, света, цветовых акцентов. Паузы между репликами заполнены звуками, но это непростые звуки: часы не просто тикают — звук напоминает удары человеческого сердца, а тоскливый скрип карниза в «Голубиной гибели» не только создает настроение утраты, но и словно приближает трагическую развязку.

Большую роль играют классические театральные эффекты: свет, золотисто-рыжий осенью и трагически-оранжевый в сцене «Ареста», в сочетании с музыкой, усиливающей эмоциональные и эстетические постановочные акценты. Все художественное пространство необычного театра, где сцена расположена внутри сферического театрального зала, а действие разворачивается не только внизу, но и разбегается вверх, по подмосткам, играет на усиление зрительского восприятия. Когда актеры взволнованно проносятся мимо зрителей, их насыщенная энергетика наполняет публику электрическим разрядом, усиливающим эффект восприятия. Фишка театра, задуманная еще основателем Екатериной Еланской, работает и живет благодаря Александру Коршунову, главному режиссеру театра.

Линии жизни героев, наполненные хитросплетениями, прорастают в историю своей страны, напоены не только болью, но и светом. Большим светом любви к своей истории, своему дому, светом, который, вопреки тяготам и испытаниям, никогда не погаснет.

«Но вот настанет время, ты вернешься в старый свой дом, вот поднимешься на крыльцо, и сердце твое забьется … и дом примет тебя. Он обвеет тебя знакомыми со младенчества запахами, комнаты его улыбнутся тебе, каждое окно будет манить тебя к себе, в буфете звякнет любимая тобою прежде чашка, и часы особенно звонко пробьют счастливый миг, и дом откроется перед тобою: «Вот мой чердак, вот мои комнаты, вот коридор, где любил ты прятаться… А помнишь ты эти обои, а видишь ты вбитый когда-то тобой в стену гвоздь?» (отрывок из рассказа Юрия Казакова «Свечечка», мастерски сыгранного в форме моноспектакля Дмитрием Ячевским).

Весь спектакль пронизан глубоким чувством верности себе и своей истории. Истории любви и разлук, верности и предательства, встреч и расставаний. Прозрачное осеннее солнце, озаряющее прошлое золотистым светом зрелости. Осенний вальс любви, головокружительный танец прошлого, исторический феномен танцплощадок, ностальгическая поэзия влюбленных… Вальс воспоминаний, оживающий сегодня огненными всполохами прошлого, которое готово вернуться.

Мария Московская
https://dzen.ru/a/ZdNHUKB6QkiHTPI9 

https://dzen.ru/a/ZdNHUKB6QkiHTPI9

Живой театр

Какой же он этот «мой театр»?
Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает...
Суть-то живого театра в живом общении...

Екатерина Еланская