44-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Материал Г.Степановой в журнале "Театральный мир" № 11 2015г.

Материал Г.Степановой в журнале "Театральный мир" № 11 2015г.
25 ноября 2015

«ВЫ – ПЕРВЫЕ И ЛУЧШИЕ…» 

Повесть «Чудаки и зануды» известный шведский писатель Ульф Старк написал тридцать лет назад. Его книги переведены на двадцать пять языков, семь из них вышли на русском, но они никогда не ставились на сцене. Первая постановка его произведения – «Чудаки и зануды» – состоялась в московском театре Сфера. Автор инсценировки и режиссер Юлия Беляева соединила прозу Старка с поэзией нобелевского лауреата Тумаса Транстремера и сочинила яркое динамичное сценическое действие, интересное для детей и взрослых.

Ульф Старк – один из самых известных в мире авторов детской литературы. Его по праву считают одним из лучших знатоков детской психологии, а «Чудаки и зануды» по своей теме – обращение к сложному миру подростка – немного напоминают культовую повесть Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».Театр обозначил жанр сценического произведения как «спектакль для всей семьи в двух действиях».

Атмосфера в премьерный вечер в театре «Сфера» была по-особому семейная и домашняя, что, впрочем, не редкость, но вечер все-таки был уникальный. Перед спектаклем состоялась презентация новой книги Старка «Мой друг Перси, Буффало Билл и я». В зале: родители и дети, школьники, подростки и сам шведский писатель Ульф Старк. После спектакля писатель расположился среди актеров на сцене, а вернее – на горке для катания на скейтах, где только что делали крутые виражи и танцевали хип-хоп герои его книги, и беседовал со зрителями.

«Мне кажется, большинство моих книг — о дружбе, о детях, которые общаются и вместе решают свои проблемы. В «Чудаках и занудах» герои — подростки. Это такой особый возраст, когда человек очень остро чувствует, что он один на этом свете. Но, что важно, все мои герои нравственно очень сильные…» – говорит Старк.Довольно простая ситуация для подростка оборачивается множеством почти неразрешимых проблем.

Главная героиня – девочка Симона (Евгения Казарина) переходит в новую школу, где её принимают за мальчика, а типичные подростковые комплексы мешают сразу признаться в случайном недоразумении. Так Симона становится мальчиком Симоном. Кроме того, Симона влюбляется в мальчика Исака (Павел Степанов), и это добавляет сложностей в её новой «мальчишечьей» жизни. Чудаки и зануды есть в любом поколении, их в спектакле три.

Подростки – новые одноклассники Симоны, каждый со своим непростым характером, в их ролях молодые актеры «Сферы»: Кати – Валерия Гладилина, Стефан – Никита Спиридонов, Дане –Александр Артамонов, Водяной – Дмитрий Бероев, Анна – Марина Заболоцкая. Взрослые, существующие в своем, каком-то параллельном мире: учительница (Виктория Захарова), которая не разглядела в девочке Симоне девочку, взбалмошная чудаковатая мама (Татьяна Филатова), её приятель Ингве – типичный зануда (Павел Гребенников), который, тем не менее, один из первых обратил внимание на странное поведение Симоны. И любимый дедушка, такой близкий Симоне по духу (Василий Куприянов). Мудрый и необычный, типичный чудак – дедушка, сбежавший из больницы, в которой ему было так скучно, появляется с целым больничным оркестром из таких же, как он, чудаков.

Трогательные и лирические воспоминания дедушки становятся одной их лирических кульминаций спектакля, они словно гасят всплески эмоций и страстей, как всегда бурлящих вокруг подростков. Не случайно музыкальной темой дедушки становится пронзительное соло виолончели, на смену которой приходят современные ритмы молодежной вечеринки.

В конце спектакля Симона, уже ставшая для своих одноклассников обычной девочкой, дети и взрослые, сядут за импровизированный стол, за которым в свой прощальный вечер соберет их дедушка, и станет немного грустно от расставания с такими, ставшими уже родными, героями. «Вы – первые и лучшие…» – так оценил шведский писатель Ульф Старк работу театра.

Автор: Галина Степанова

Живой театр

Какой же он этот «мой театр»?
Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает...
Суть-то живого театра в живом общении...

Екатерина Еланская