43-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Материал Г.Степановой о спектакле "Раскас" в мартовском номере журнала "Театральный мир"

Материал Г.Степановой о спектакле "Раскас" в мартовском номере журнала "Театральный мир"
23 марта 2015

ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯ…

Новая премьера в «Сфере» – вторая режиссерская работа в этом театре молодого талантливого режиссера Юлии Беляевой, недавней выпускницы Российского театрального университета (ГИТИСа), мастерской Леонида Хейфеца. Возглавивший в прошлом сезоне театр Александр Коршунов решил привлечь в «творческую сферу» своего коллектива новые молодые талантливые силы, близкие по духу и устремлениям вверенного ему коллектива.  «У нас есть коллектив, который при всех тревогах сегодняшнего времени объединен единой человеческой и творческой идеей, – говорит Александр Коршунов. – И нам нужна новая режиссура, новые идеи, новое дыхание, но нам нужны люди, которые были бы близки нашему театру и творчески, и душевно. Екатерину Ильиничну всегда очень волновал этот вопрос – приход в театр новых людей, но для неё было важно, чтобы это были не случайные люди, чтобы приходили люди, которым интересен этот театр, чтобы они чувствовали эту форму, любили и хотели в этом направлении работать. Я обратился к замечательным педагогам – Сергею Женовачу и Леониду Хейфецу, ученики которых и современно мыслят и серьезно, глубоко работают. Леонид Ефимович назвал мне несколько человек, но особенно рекомендовал Юлию Беляеву, сказал, что это душевно близкий человек нашему театру, и это так и оказалось». Ученик Сергея Женовача Владимир Смирнов поставил чеховский спектакль «Безотцовщина», Юлия Беляева спектакль «Афродита» по рассказам А.Платонова. В начале сезона был принят к постановке роман «Чудаки и зануды» шведского писателя Ульфа Старка, и молодой режиссер с увлечением приступила к новой работе. Но театр «Сфера» был приглашен в ЦДРИ с творческим вечером, поставить его предложили Беляевой, и она взяла для этой постановки рассказы Василия Шукшина. Жанр спектакля был иронично определен как «выездной спектакль-концерт сельской самодеятельности». Эта работа была очень тепло принята зрителями, и артистам было жаль её оставлять. Поэтому постановка шведского писателя была отложена на конец сезона, а театр обратился к Шукшину – писателю отнюдь не постороннему «Сфере». Одним из ранних спектаклей этого театра был шукшинский «Там вдали…» с песнями В.Высоцкого в постановке Екатерины Еланской. Ныне репертуар украшает спектакль Еланской «Я пришел дать вам волю» по известному произведению Василия Макаровича. 

В новом спектакле «Сферы» в единой инсценировке объединены семь рассказов Шукшина. Счастливое сказочное число, да и истории, которые нам представлены, – полные юмора, иронии, а подчас и драматизма –эпизоды из жизни одной деревни, все же иногда похожие на мудрую сказку, притчу.  На сцене – широкая платформа кузова огромного грузовика (художник Ольга Хлебникова).

С таких импровизированных сцен-платформ обычно и выступали выездные концертные бригады, зачастую прямо в поле, на стройках, среди полевых и строительных бригад в рабочий полдень. Режиссер понимает и принимает специфику этого театра –отсутствие четвертой стены, принцип общения сцены и зала, игровое начало, присутствующее во всех спектаклях. И не просто принимает, а по-своему его обживает и делает своим. В спектакле присутствует живой, почти студийный дух, которым заражены все актерские поколения в нем занятые и который с легкостью передается зрителям. «Вот моя деревня…», – кажется, восклицает зритель этого спектакля, разглядывая в простых рассказах истории своей жизни. 

Вот, например, герои рассказа Шукшина «Одни». Антип (Вячеслав Кузнецов) и его жена Марфа (Людмила Корюшкина) живут, словно в разных мирах. Антип – мастер на все руки, но страсть всей его жизни – балалайка. И всю жизнь Марфа воюет с этой балалайкой, с этой тонкой лирической натурой, прорывающейся в его душе. Антип – тихий, покорный мужик, Марфа – громогласная, вздорная баба. Но вот заветный миг взаимопонимания! Он возникает в общей песне, которая вдруг рвется из души. И, скрепя сердце, оторвет от себя заветные рубли Марфа, сначала на четвертинку, а потом и на новую балалайку разбередившего ей душу Антипа.  Совсем другая, драматическая история в рассказе «Жена мужа в Париж провожала», Её герой Колька (Денис Береснев) давал по субботам во дворе своего дома концерты на гармошке с этакой незатейливой песней: «А жена мужа в Париж провожала». Но с меркантильной женой Валей (Валерия Гладилина) они так и остались чужими друг другу людьми.

У Кольки – только душа и чубчик, у Вали чисто денежные интересы. И покончил с собой душевный, впечатлительный Колька, не выдержав такой жизни. В спектакле целый ряд удачных актерских работ, многие актеры играют в нем две, три роли. Вот и Денис Береснев, сыграв трагическую истории Кольки, перевоплощается в другого героя – шофера Михаила, имеющего непреодолимую любовь ко всяким деталям и механизмам. Любовь эта, может, не менее страстная, чем любовь к жене (Екатерина Давыдова-Тонгур), которая, конечно, болезненно переживает это невнимание мужа. Но все в этом рассказе заканчивается хорошо, и стоят, обнявшись, на пороге своего дома Михаил и Анюта, вглядываясь в ночное небо, вдыхая ночной воздух.

Многие спектакли «Сферы» очень музыкальны, в них много песен и движения. И этот шукшинский спектакль пропитан песнями народными, советскими, тоже ставшими почти народными – «Летят утки», «У церкви стояла карета», «Ванюша», «Ах, зачем эта ночь», «Журчат ручьи» – и еще многими, многими другими.  Герой рассказа «Чередниченко и цирк» влюбился в циркачку – еще одна тема «Сферы» – театра, чья площадка и есть арена, цирковые мотивы в этом театре звучат очень органично. Подробно и обстоятельно на сравнительно небольшом материале создает Павел Гребенников образ своего героя Чередниченко и историю его неудачного жениховства. В последнем же рассказе «Степкина любовь» – история сватовства более удачного, но по-доброму смешного. «Степкина любовь» разыграна актерами Павлом Степановым, Евгенией Казариной, Вячеславом Кузнецовым и Александром Коршуновым с огромным зарядом искрометного юмора и незаурядного мастерства. Особенно хочется отметить актерскую работу Александра Коршунова. В роли Егора Северьяныча – отца Степки – он неистощим на разного рода подробности, детали и штрихи к характеру своего героя, что делает его то уморительно смешным, то невероятно трогательным.  Название спектакля – «Раскас» – одноименная небольшая, но одна из центральных историй спектакля. От героя (еще одна блистательная актерская работа Александра Коршунова) ушла жена. Вот и пишет он свой незатейливый смешной и лирический «раскас» и несет редактору, делясь своей историей со всем деревенским миром. Тот, конечно, недоумевает: что это даст, к чему вся эта затея! Надо непременно видеть, как просто и немудрено отвечает герой Коршунова: «Может, она вернется…» Может, и весь смысл этого спектакля в том, что люди, увидят себя в героях этого «Раскаса» и станут внимательнее и добрее.  

Автор: Галина Степанова

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед