43-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

КП Афиша: «Прозрачное солнце осени» в Театре Сфера: история по рассказам «Трех Юриев»

КП Афиша: «Прозрачное солнце осени» в Театре Сфера: история по рассказам «Трех Юриев»
26 декабря 2023
24 декабря 2023 года в Москве на сцене Театра Сфера представили спектакль «Прозрачное солнце осени» — долгожданную премьеру уходящего года в постановке художественного руководителя Александра Коршунова. Наш театральный обозреватель Рената Белялова поделилась впечатлениями в рецензии на спектакль «Прозрачное солнце осени» в Театре Сфера.

Режиссерское решение
«Прозрачное солнце осени» — сценическая история по рассказам «Трех Юриев», как заявляет автор постановки Александр Коршунов. Спектакль-сборник состоит из семи рассказов: Казаков («На полустанке», «Свечечка»), Трифонов («Неоконченный холст», «Голубиная гибель», «Прозрачное солнце осени») и Домбровский («Арест», «Прошлогодний снег»). Рассказы авторов чередуются между собой и представляют мини-спектакли, сливающиеся в одну книгу избранных текстов больших советских писателей.

Спектакль идёт почти 4 часа, но он будет интересен не только ценителям литературы этих авторов, но и любому зрителю, ведь лёгкие, проникновенные тексты, вошедшие в постановку без единого изменения, рассказывают о человеке, в какое время бы он не жил.

Рассказы быстро сменяют друг друга и возникает ощущение чтения перед сном. Незримым героем в этой постановке является режиссер-читатель Коршунов, а сам спектакль — образы, возникающие у него в голове, где создаваемые персонажи переходят из истории в историю и как бы сшивают на первый взгляд различные тексты.

Актеры и роли
В премьерном спектакле «Прозрачное солнце осени» задействовано большое количество актеров театра Сфера. Некоторые актеры исполняют главные роли в нескольких мини-спектаклях, выделяя основную характеристику своего сквозного героя. Так, отечески заботливый Ермолов из «Ареста» и отец-рассказчик из «Свечечки» предстаёт в лице народного артиста России Дмитрия Ячевского, а чопорную Машу из «Неоконченного холста» и надменную Моргунову из «Голубиной гибели» создаёт на сцене театра Валерия Гладилина.

Сюжет
Как гласит афиша, главная идея постановки — «линия жизни в рассказах». После просмотра понимаешь, что ее составляют в первую очередь особенности отношений: любовных, семейных, дружеских. И, как бы не было грустно, но все они основаны на недопонимании и неумении просто поговорить и услышать друг друга.

Так, в рассказах «На полустанке» Казакова и «Неоконченный холст» Трифонова поднимается тема женского разочарования в любви, тема невзаимности и слепой романтизации своего партнёра. Следом идёт самая запоминающаяся и трогательная история Трифонова «Голубиная гибель». В сцене участвуют, на мой взгляд, лучшие актеры театра: Вячеслав Кузнецов (Сергей Иванович), заслуженная артистка России Людмила Корюшкина (Клавдия Никифорова), заслуженный артист России Михаил Никитин (Брыкин). В сценической интерпретации рассказа также появляется маленькая актриса Василиса Кузнецова в роли Маришки. Эта история уже повествует о семейных и общественных отношениях и незначительности маленького человека в механизме «общественного» порядка. Так пожилая семейная пара прикормила голубя, поселившегося вместе со своей голубкой у них за окном. А мальчишка, делавший на балконе соседнего дома уроки, нашёл дело интереснее домашки — и стал стрелять из рогатки в стариковых птиц. Мама мальчика (Валерия Гладилина) решила пойти по лёгкому пути и заставила соседей избавиться от пернатых. Но голуби, увезенные в другой город, вновь и вновь возвращались, за что стариков запугивали всё большим штрафом за нарушение общественного спокойствия, ведь птицы отвлекают ученика от усвоения знаний. И все это эгоистическое отношение к порядку привело к голубиной гибели. Как узнаем после — случившейся зря.

Продолжает действие рассказ Юрия Домбровского «Арест» — история покровительства и защиты Ермоловым Грибоедова. На сцене показывается благородное отношение начальства, рискующего честью ради своего подопечного.

Далее следует «Прошлогодний снег». Возникает тема неслучившихся отношений — любви, погибшей из-за недосказанности. Николай и Вера, однажды ставшие друг для друга больше, чем просто влюбленными, встречаются через пятнадцать лет, и прежние нежные чувства просыпаются в них обидой и злостью за потерянные в разлуке годы.

И тема романтическая плавно переходит к тоскующей любви отца к сыну в рассказе Казакова «Свечечка». Юноша то ли погиб, то ли ушел на фронт, то ли далеко уехал. Этот момент обыгрывается неоднозначно: сначала его находящаяся на сцене фигура (Павел Степанов) смущает своей немотой, но потом возникает понимание, что сын — видение.

Последним в спектакле-сборнике стал рассказ Трифонова «Прозрачное солнце осени», главным героем которого предстает понятие дружбы и счастья. Два товарища, учившиеся в одном спортивном институте, через двадцать лет случайно встретились в аэропорту. Один — столичный начальник, важная персона, второй же стал футбольным тренером в поселке Чижма. Но каждый считает себя удачливее и счастливее другого. И потому они взаимно жалеют: кто — скучающего от жизни, но богатого «администратора», кто — занимающего малое положение, но полноценно чувствующего жизнь, тренера. Ведь у каждого своё счастье и своя правда.

«Прозрачное солнце осени» — яркая книга с живыми картинками. Уютные декорации, сопровождающая тексты каждого автора индивидуальная, характерная настроению писателя музыка, проекции картин, создающих то интерьер комнаты, то бульвар, то деревню, световая игра — всё это увлекает в разнообразный мир «Трех Юриев» — талантливых писателей, чьё художественное мастерство несомненно является главным героем премьеры.

https://www.kp.ru/afisha/msk/obzory/spektakli/mnenie-o-sczenicheskoi-istorii-po-rasskazam-treh-yurie...

Спектакль и зритель

"Как хочется заменить само слово – «спектакль»- другим, более точно выражающим то, во что он должен произрасти, а именно: «действо». И слово, как и само понятие – «зритель» - заменить на «участвующий». Чтобы приблизить его к другому – «действующий», т.е. один из тех «действующих лиц», перечнем которых начинается любая пьеса. Да, именно, участвующий, действо".


Екатерина Еланская