43-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

КАМЕРТОН: «О, где ты, прошлогодний снег?!»

КАМЕРТОН: «О, где ты, прошлогодний снег?!»
24 января 2024
В театре «Сфера» премьера – «Прозрачное солнце осени». Замысел поставить спектакль по рассказам трёх выдающихся советских писателей – Юрия Трифонова, Юрия Казакова и Юрия Домбровского – родился у режиссёра-постановщика, худрука театра «Сфера» Александра Коршунова ещё в годы учёбы в Школе-студии МХАТ. Именно тогда на встрече Булата Окуджавы со студентами кто-то спросил, кого из современных писателей он особенно ценит. В ответ услышали:«Трёх Юриев – Юрия Трифонова, Юрия Казакова и Юрия Домбровского». Почти полвека спустя Коршунов осуществил свой замысел: в спектакль «Прозрачное солнце осени» вошли рассказы Юрия Казакова «На полустанке» и «Свечечка», Юрия Домбровского – «Арест» и «Прошлогодний снег» и Юрия Трифонова – «Неоконченный холст», «Голубиная гибель» и «Прозрачное солнце осени». Режиссёр называет этих авторов «продолжателями самых сущностных традиций русской литературы – подлинной глубины, человечности, психологизма, атмосферности и простоты». Трифонова коллеги называли «гением», Домбровский известен как писатель-маг, а именем Юрия Казакова названа премия за лучший рассказ года в России.

Театральный альманах в жанре «живого разговора о линии жизни, её смысле и о любви» идёт в сценографии Ольги Коршуновой, по ходу действия высвечиваются то живописные полотна, то кадры хроники, представляющие жизнь людей послевоенного поколения, видим обстановку тех лет.

Спектакль открывает рассказ Казакова «На полустанке», тот самый, который был написан им в Литинституте по заданию Паустовского на сюжет – «Обычный провинциальный полустанок. Девушка провожает парня и плачет…». Прочитав про лошадь, у которой ветер «откидывал хвост на сторону, шевелил гривой, сеном на телеге, дергал за поводья», но она «не поднимала головы и не открывала глаз: должно быть, думала о чём-то тяжёлом или дремала», Паустовский сказал: «Мне, Юра, Вас учить нечему. Русская литература получила замечательного писателя». Юрий Нагибин позднее добавил: «Мой друг не ведал периода ученичества… Он пришёл в литературу сложившимся писателем. С прекрасным языком, отточенным стилем и внятным привкусом Бунина».

Для актёров, конечно, счастье оказаться в спектакле по такому материалу, и Даниилу Толстых (Парень), и Полине Калёновой (Девушка) удалось уловить пронзительную ноту отрывка, поразившего когда-то классика, и подготовить зрителя к восприятию откровений. Парень едет в город вершить спортивную карьеру, с замахом на зарубежные поездки, а здесь такой якорь…

Слушая их вымученный диалог: «А как же я?» – «Устроюсь… заберу», зритель давно понял, что девушке надеяться не на что, но выстрел ещё впереди. Когда поезд тронется, штангист зло прокричит с подножки:«Слышь…Не приеду я больше!..» И мысли об этой девушке, лежащей ничком в телеге, которую на фоне пейзажа тащит в деревню «Красный маяк» знающая лошадь, долго ещё не оставят нас…

Любовным отношениям посвящён и отрывок по «Неоконченному холсту» Трифонова, где очаровательную Верочку Сарафанову (Елена Маркелова), подписавшуюся на роль отчаянной музы молодого художника Муранова (Иван Мишин), ждёт такая же нелюбовь с его стороны, как и предыдущую героиню. Муранов прославился одной картиной, а неоконченный холст с пейзажем воспевает, разве что, одна Верочка…

Жизнь идёт дальше, разводит их, приводит новых людей в круг каждого и наконец сталкивает на новой выставке «гения», но он проходит мимо своей музы, как мимо пустого места… Пустотой отдаёт всё, что вокруг Муранова – не талант, нелюбовь, непричастность к настоящему искусству…

Сюжет «Прошлогоднего снега» Юрия Домбровского пронизан жгучей страстью, неслучайно в музыкальном оформлении отрывка использованы такие шедевры, как трагическая композиция «Палладио» Карла Дженкинса для струнного оркестра и песня «Можжевеловый куст» на стихи Николая Заболоцкого.

Но словосочетание «нужен, как прошлогодний снег», которое используем, когда хотим сказать о чём-то ненужном, потерявшем своё значение, у Домбровского звучит с противоположным смыслом. «О, где ты, где ты, прошлогодний снег?!» – это строка из баллады Франсуа Вийона, в которой автор сожалеет о дорогой потере. На наших глазах через 15 лет встречаются Вера (Нелли Шмелёва) и Николай (Павел Гребенников), вначале делают вид, что не знакомы, а потом всё разворачивается так, что оба понимают, что по глупости упустили главную встречу в жизни, он суженую, она суженого, как говорили в старину, и вряд ли возможно это исправить.

За эти годы Николай прошёл войну и лагеря, стал писателем, много что пережил, но счастья не обрёл, Вера стала звездой театра, ей подвластны такие роли, как Анна Каренина и Эсмеральда, она второй раз замужем, у неё семилетняя дочь от первого брака, красивый дом, но встреча с бывшим возлюбленным переворачивает всё вверх дном.

Хотя назвать Николая возлюбленным будет большой натяжкой, 15 лет назад они, двадцатилетние дураки, можно сказать, случайно провели новогоднюю ночь в объятьях друг друга в доме общей подруги, и страшно смущались утром… Просто они ещё не созрели для той ночи… А что будет теперь, какое решение примут?.. Но, как бы то ни было, прошлогодний снег настиг их, он выпал… И можжевеловый куст расцвёл.

"Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Лёгкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!"

Трогательной любовью к сыну и нежной заботой о нём пронизан рассказ Казакова «Свечечка», написанный в жанре монолога-воспоминания о прогулке отца с пятилетним малышом сырым ноябрьским вечером на даче. В рассказе сын, к которому обращён монолог, существует лишь в воображении автора, в миниатюре он возникает в реальности (Павел Степанов) и на расстоянии слушает обращённые к нему слова отца (Дмитрий Ячевский), постепенно приближаясь к нему.

В финале они обнимаются, и внимательный читатель-зритель вынесет много полезного для себя из этой миниатюры, поскольку в ней заключены не только вопросы, волнующие всех в проблеме отцов и детей, но и ответы. Акценты автора со всей точностью воспроизведены артистом.

Квинтэссенцией альманаха становится рассказ «Голубиная гибель» Трифонова, в котором «линия жизни» буксует и заходит в тупик. Голуби, пригнездившиеся к окну стариков (Сергей Иванович – Вячеслав Кузнецов, Клавдия Никифоровна – з. а. Людмила Корюшкина) в многонаселённой коммуналке, и приносящие столько радости своим воркованием всем вокруг, особенно девочке Маришке (Василиса Кузнецова), стали камнем преткновения для агрессивной мадам Моргуновой (Валерия Гладилина) из соседнего подъезда.

Она явилась к старикам с угрозой, что, если не уберут птиц, пожалуется в домком. На чаше весов оказываются тепло человеческих сердец и заскорузлая злость, порождающая людей-доносчиков. Сегодня они на голубей доносят, а завтра губят людей, сынок Моргуновой уже вполне успешно бомбит птиц из рогатки. А управдом Брыкин (з. а. Михаил Никитин) всегда на страже.

Совсем неслучайно в рассказе впроброс проходит информация о том, что вечером «пришли» за Борисом Евгеньевичем (Александр Пацевич), работавшим в главной библиотеке страны, а его семью вскоре переселили на окраину Москвы. Но сколько бы ни старался Сергей Иванович пристроить птиц в дальнем Подмосковье, они, на свою беду, возвращались к карнизу стариков и радостно гулили о своём…

Артисты с особой теплотой исполняют эту миниатюру, настоящий гимн бесплодной человеческой глупости и недальновидности, ведь через несколько лет над балконом Моргуновой и ей подобных вознесётся голубка Пикассо с оливковой ветвью в клюве, символизирующая мир и дружбу народов на Фестивале молодёжи и студентов в Москве.

В этом году исполняется 115 лет Юрию Домбровскому, писателю сложной судьбы: четыре ареста, двадцать лет заключения, смерть от жестокого избиения, как полагают, за роман, изданный во Франции. Выстоит ли человек в уготованных ему испытаниях – основной вопрос его книг. Энергичная миниатюра «Арест», повествующая об аресте Грибоедова, служившего дипломатом при штабе генерала Ермолова, казалось бы, выпадает из общей канвы, но нет.

Известия о декабрьских событиях в Петербурге только начинали распространяться по стране, вот и до крепости Грозной в январе 1826-го доскакал фельдъегерь с секретным пакетом от военного министра. Генералу Ермолову было предписано «немедленно взять под арест чиновника Грибоедова со всеми принадлежащими ему бумагами». То, что происходило в течение ближайших двух часов в наместническом доме и на квартире Грибоедова, с увлечением представляют актёры.

Погружение в эпоху полное: перед нами усталый, расслабившийся было за пасьянсом генерал Ермолов (н. а. Дмитрий Ячевский) в своём зелёном мундире с эполетами и курящий трубку Грибоедов (Сергей Загорельский) в коричневом сюртуке (костюмы Ольги Коршуновой). Слушая рассказ фельдъегеря Уклонского (Дмитрий Бероев) о том, что творилось на Сенатской площади, как разжалованный в солдаты Якубович предлагал свою помощь государю, как безумный Кюхельбекер с заряженным пистолетом искал повсюду великого князя Михаила Павловича, как декабрист Каховский застрелил петербургского генерал-губернатора Милорадовича, Ячевский ясно даёт понять, какой молнией загорелась во всём существе его героя мысль о том, что нужно спасать поэта. Хотя бы одного из опальной четвёрки, где значились Кюхля, Рылеев, Одоевский, вот только о Пушкине ничего не было им известно.

А уничтожить бумаги ещё надо было суметь, и Грибоедов, получив жёсткое указание шефа, как следует «почистить» чемодан, с помощью казачка Сашки Грибова (Павел Степанов) принимается за дело. Его так и тянет спасти от огня то синюю тетрадь с вольнолюбивыми стихотворениями, то недописанную трагедию о 1812 годе, но все летит в камин. Сашка со слезами на глазах улавливает эти движения души хозяина: «Как же так, Александр Сергеевич, писали, писали, ночи при огне сидели, и всё вон куды, а что же матушка скажет?!» И чтобы утешить казачка, Грибоедов рассказывает ему легенду о птице Феникс, которая умеет возрождаться из пепла… К счастью, два Александра ловко со всем управились, и пришедшие арестовывать Грибоедова, по слову генерала Ермолова, действительно, «ничем не поживились». Миниатюра напоминает о том, что события «Ареста» происходят в России, где только начиналась николаевская эпоха, переменившая линии жизни людей: атмосфера долго будет сгущаться и аукаться нам в других временах.

Завершает альманах рассказ Юрия Трифонова «Прозрачное солнце осени» – так назывался когда-то его спортивный очерк. Именно когда прозрачное осеннее солнце восходит на небе, встречаются в сибирском аэропорту бывшие однокашники, игроки институтской сборной по футболу, чтобы подвести итог жизни, вершившейся двадцать лет. Совсем к разным берегам прибило парней, ухаживавших когда-то за одной девушкой. Столичный спортивный чиновник Анатолий Величкин (Антон Алипов), возвращающийся из-за границы с волейболистами, откровенно плюсует, приписав себе и победу в соперничестве из-за девушки, преподаватель физкультуры в таёжном техникуме Аркадий Галецкий (Михаил Никитин) не скрывает радости, что удалось раздобыть два мешка бутсов для учеников.

Представив друг друга своим подопечным и пообщавшись накоротке, они улетают каждый по своему маршруту, чтобы никогда больше не увидеться. И лишь в самолётах выясняется, что оба считают визави неудачниками, как, собственно, их обоих подопечные с двух сторон. Молодым спортсменам удача видится совсем в другом ореоле. Единственное, что признают безоговорочно, то, что девушка стала женой учителя физкультуры...

Спектакль Коршунова длится почти четыре часа, и, конечно, создан для зрителя, который приходит в театр для того, чтобы подумать о жизни, я назвала бы его настоящим противоядием для некоторых постановок на современной сцене.

Нина Катаева
Фотограф Владимир Коробицын
https://webkamerton.ru/2024/01/o-gde-ty-proshlogodniy-sneg

Спектакль и зритель

"Как хочется заменить само слово – «спектакль»- другим, более точно выражающим то, во что он должен произрасти, а именно: «действо». И слово, как и само понятие – «зритель» - заменить на «участвующий». Чтобы приблизить его к другому – «действующий», т.е. один из тех «действующих лиц», перечнем которых начинается любая пьеса. Да, именно, участвующий, действо".


Екатерина Еланская