43-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Интервью с Юлией Беляевой в журнале "Клуб"

Интервью с Юлией Беляевой в журнале "Клуб"
11 октября 2016
   Театр «Сфера» - особый театр,  в котором главное –  атмосфера, отличающая его от всех остальных.
                 Вся история возникновения, становления и успеха этого театра – пример для  изучения и подражания, как, пройдя через тернии, подняться к звездам. Не случайно много лет в «Сфере» идет спектакль «Маленький принц». Как  обустроить  свою планету так, чтобы на ней было уютно жить, чтобы хотелось там не только побывать, но и остаться, как в сказке, чтобы эта планета-звездочка, светила другим?!
             Возник  театр «Сфера» благодаря Екатерине Ильиничне Еланской – удивительной женщине, сильной незаурядной личности, ну как тут уйти от определения «роль личности» - если бы не она, то и театра этого бы не было. Сферическая площадка уже сама по себе изначально  «организовывает», формирует любой спектакль театра, помогая взаимодействию между актером и залом. В «Сфере» играют не просто близко, а именно «внутри», среди зрителей, удивительно искренне играют! Актер может оказаться проходящим  мимо зрителей или сидящим рядом. При этом каждый раз трансформируется зал: посадочные места, проходы -  все это часть спектакля. Да, это особый театр, с традициями, заложенными Еланской, которые бережно чтутся. В спектаклях всегда живой звук. Выбор музыкального сопровождения зависит от  драматургического материала: баян или гитара, или трио музыкантов, но все это точно вплетается в канву спектакля.  
            Сегодня театр динамично развивается, обновляя репертуар, я бы даже сказала стремительно обновляя.  И сохраняя своего зрителя!  Ни у какого другого театра не встретишь на сайте таких подробных добрых обсуждений спектаклей.  Это зрители, которые годами смотрят спектакли по нескольку раз в разных составах, зачастую заранее прочитывая произведение, по которому спектакль поставлен. Единожды попав в театр «Сфера», зрители приходят снова и приводят друзей.
           В   2013 году   театр возглавил  самый последовательный преемник идей Еланской – ныне главный режиссер театра, народный артист России Александр Викторович Коршунов, до этого много и успешно работавший  в «Сфере». На посту главного режиссера Коршунов за сравнительно небольшое время успел сделать очень многое. Но, что особо важно, Коршунов прекрасно почувствовал, что театру необходимо новое ощущение жизни, движение вперед с сохранением традиций. В одном из прежних интервью он сказал: - «Для нашего театра  важно продолжить ту линию, которая определена Екатериной Ильиничной: «Сфера» -   театр человеческого общения,  театр, нужный людям.    «Сфера» и существует для того,  чтобы зрители смогли прийти в театр подлечить душу».
         Он обратился к замечательным педагогам – руководителям режиссерских мастерских Сергею Васильевичу Женовачу, Леониду Ефимовичу Хейфецу, Олегу Львовичу Кудряшову, ученики которых  современно мыслят, и серьезно, глубоко работают. В результате в театр пришли молодые режиссеры:  Владимир Смирнов, Юлия Беляева, Виктория Печерникова. Смирнов выпустил спектакль «Безотцовщина» А. Чехова на Камерной сцене.  Беляева поставила в «Сфере» уже четыре спектакля. В своих спектаклях  оба режиссера очень «попали» и в автора, и в эстетику  театра. Виктория Печерникова сейчас репетирует спектакль по повести А.Толстого «Гадюка», премьера которого состоится совсем скоро.
                      Юлию Беляеву, выпускницу ГИТИСа, взяли в штат. Почему выбрали именно ее? Попасть в известный московский театр в качестве штатного режиссера, да ещё молодой женщине -  это солидно. Какие качества отличают ее не только как режиссера, но и человека? Сейчас на сцене «Сферы» идут спектакли в ее постановке:  «Афродита» по рассказам А. Платонова, «Раскас» по рассказам В. Шукшина, «Чудаки и зануды»  по повести У. Старка и поэзии Т. Транстремера, «Фиеста» по роману Э.Хемингуэя.
                   Больше всего мне понравилась «Афродита». Наверное, это очень субъективное мнение, потому что с Платоновым у меня особое внутреннее сопряжение. В работу над спектаклем Юлия пригласила художника  Александру Ефимову  (выпускница Школы- Студии МХАТ, Мастерская С.Бенедиктова), хореографа-постановщика Маргариту Журавскую и композитора Николая Бабича. Это люди её команды, с которыми она уже  давно прекрасно сотрудничает.
              На спектакле мы сидели очень близко – меньше метра до актеров. Когда видишь, как глаза у молодой актрисы постепенно наполняются слезами, испытываешь невероятное ощущение от искренности, обнаженности чувства. Обнаженность чувства – одно из самых ключевых понятий в творчестве Беляевой.  Честность и искренность – пожалуй, главное, что определяет её выбор репертуара. Открытость, бесхитростность, способность к жертве  ради любви, непосредственность – вот слова, которые характеризуют  героев второго спектакля «Раскас». Они такие обаятельные, а действие так завораживает, что  непременно хочется посмотреть спектакль ещё раз и привести друзей. 
               Недавняя премьера, спектакль «Фиеста» выпущен под закрытие сезона. Мы встретились с Юлией почти сразу после премьеры в уютной атмосфере закулисья. Она   представлялась мне фигурой крупной, во всех смыслах этого слова, режиссером с волевым началом, у которого мало сомнений, но много натиска. Каково же было мое изумление, когда в дверь  впорхнула хрупкая, изящная молодая девушка и, смущаясь, извинилась за пятиминутное опоздание…    
-    Юля, скажите, пожалуйста, а почему Вы выбрали профессию режиссера, ведь многие девочки мечтают о карьере актрисы?
          - Многое объясняет книга Леонида Хейфеца, моего мастера, - «Призвание». Точнее определения не найти, так уж моя жизнь складывалась - всё было против того, чтобы я смогла поступить: дочка была совсем маленькой, и вообще, много сложностей,  к тому же у меня уже было другое образование - педагогическое. Но как- то все  получилось. Дороги привели, видимо, по-другому и  не могло сложиться.
            - Успех «Афродиты», вашего первого спектакля в «Сфере»,  сразу расставил многое на свои места. Далее последовал такой же успешный «Раскас», потом «Чудаки и зануды»,  и вот теперь «Фиеста».  Почему вы выбрали именно эти произведения?
            - Сложно сказать очень определенно. Бывает так, что есть какой-то литературный материал, которым «болеешь». Он лежит, ждет, ты его постепенно  осмысляешь. Ждешь возможности поставить. А позже, когда возникает эта возможность приступить к постановке, вдруг понимаешь, что ты уже другой, сегодня тебя больше интересует  другое. Не всегда, бывает ждешь-ждешь и дожидаешься, и ставишь, а бывает с неба сваливается название. Главное – это стремление быть  максимально честным, хотя бы по отношению к себе. 
             - Честным в чем?
            -Честным в ощущении правды жизни без псевдо нравственности, без назидания или навязывания чего-то другим. У меня самой много вопросов и нет ответов. Решений не существует. Если относишься к зрителю серьезно, как к партнеру, то единственное, что можно сделать – это ставить вопросы. И тогда, возможно, зритель будет искать для самого себя какие-то ответы. Ставлю то, что меня пугает, что мне дорого и над чем размышляю. Тем самым, рассчитываю, что зал будет со мной в диалоге. Для меня это самая  приемлемая  форма общения, самая честная. У Хемингуэя в романе «Праздник, который всегда с тобой»  есть такие строчки по поводу отчаяния, что если ничего не пишется, надо сесть за стол и написать хотя бы одну честную фразу и дальше все пойдет.
               - Когда-то Любимовская «Таганка» в зените славы ставила в основном спектакли по инсценированным произведениям, а не пьесы, видимо, ища какое-то особое созвучие со временем. Вы тоже пишете инсценировки, причем сами. Почему? Нет хороших пьес, или вы ставите материал как-то особо созвучный с внутренним ощущением?
      В этом  нет никакой принципиальности: только инсценировки! Нет. Наткнусь на пьесу, близкую мне и нужную театру- хорошо. Найдется роман или повесть, рассказ…тоже хорошо. Инсценировки писать мне нравится. Многое рождается во время её написания. Зато хорошая пьеса  помогает, ведет, подсказывает. Ставлю то, что близко. Вот и все.    

             - Выбор произведения остается за вами? Как он попадает в работу? Есть ли какой-то барьер,  который надо преодолевать, например худсоветы?
                - Конечно же, мы обговариваем всё с Александром Викторовичем,  советуемся, подробно обсуждаем,  стараемся все учесть. И я рада, что мы находим взаимопонимание, у меня  нет ограничений в свободе творчества. 
             - Юлия, расскажите, пожалуйста, о спектакле «Фиеста».
На мой взгляд, это самый личностный, интимный роман Хемингуэя. Мой любимый. Тема «Фиесты» определяется двумя эпиграфами: о потерянном поколении и возвращении всего на круги своя. Главные герои – молодые люди, прошедшие Первую Мировую войну, получившие тяжёлые физические ранения и потерявшие жизненные ориентиры. Это и есть для меня главное, личное. Искалеченные люди, потерянные в своих координатах и направлениях, страстно желающие обрести хотя бы мнимое равновесие и понимание – это мне кажется созвучным со мной и со всем моим поколением. 
      - Мне показалось, что этот спектакль не самый «сферичный» - большое зеркало в оформлении «Фиесты» вносит ощущение, что действие ориентировано лишь на определенные места,  в то время как в других спектаклях  просмотр хорош отовсюду.   Это так или это показалось именно мне?
- Во-первых, каждая новая работа в пространстве «Сферы» каждый раз требует новое решение. В «Фиесте» мне хотелось этого разрыва, о котором вы говорите. Это художественная задумка: лестница в бесконечность, которая не имеет конца.  Испанская лестница и перспектива французской улочки  - это путь, который непонятно, где начинается и где заканчивается. Персонаж обращается к зеркалу и встречается с самим собой. Каждый персонаж предельно откровенный и хочет увидеть свои глаза. А вообще, в каждом театре есть места, с которых лучше или хуже видно. Хотя на прогонах я  проверяла, садилась на разные места - все видно (смеется).
 - Над чем ещё хотелось бы поработать, в каком направлении  идет внутренний поиск?
               -Скоро начну репетировать пьесу австрийского драматурга Томаса Бернхарда «Сила привычки». Строгая, злая, без всякой сентиментальности история, сухая, европейская. Она станет для меня испытанием, уроком, который я давно жду.        
                 -Вы  ещё ставите в  Детском музыкальном театре «Отражение»,  который был создан в 1995 году ведущей актрисой Государственного музыкального театра имени Натальи Сац, ее ученицей Светланой Савочкиной.
              - Да, в сентябре для меня начнется 12-й сезон. Мы находимся в подвале жилого дома (2-я Фрунзенская, дом 7). У нас своя программа работы с детьми и подростками, которая живет и развивается вместе с театром, вместе с новыми студийцами. Это не закостенелая протоптанная дорожка, а каждый раз новый путь. На нас сильно никто не давит, поэтому мы творим с нашими детьми в свое удовольствие.
     - Неужели сейчас так бывает? Знаю, как  сложно тем театрам,  которые относятся к системе образования и попали в жернова реформ.
                 - У нас есть группа в «В Контакте» и в «Фейсбуке», там есть фото и видео материалы. Нас четверо взрослых, мы - команда. Ольга Михайловна Матвеева – педагог, актриса, руководитель, хореограф Маргарита Анатольевна Журавская, которая со мной делала  и «Афродиту», и «Чудаков и зануд», и «Раскас», я и директор Екатерина Альбертовна Болучевская. У нас есть все, как полагается: костюмерная,  гардеробная, сцена, фонари.  В основном, занятия в студии проводятся 3-4 раза в неделю и увеличиваются по мере приближения показов или спектаклей.  У нас несколько групп.  Последние годы у нас получается участвовать в 2-3 фестивалях за сезон, часто выступаем с выездными спектаклями в Музее А.Н.Толстого, реже в Музее М.И.Цветаевой, дружим с Музеем-усадьбой Л.Н.Толстого, куда регулярно привозим свои спектакли.
              - А Вам сейчас это надо, ведь Вы  уже профессионал?
              - Это моя отдушина, иногда в театре случается много темного, а к ним приходишь, и все стряхивается, все уходит. Я искренне радуюсь, когда мои ребята поступают в ВУЗы.   Вместе обсуждаем, что будем ставить. Последняя моя постановка в театре «Калека с острова Инишмаан»  М.МакДонаха настолько единодушно была принята, ребята растворились в этом материале!  У меня дочь выросла в этом театре. Сейчас ей 13 лет.
                - Её мнение как-то влияет на Ваш выбор?
                - Например, она очень полюбила повесть «Чудаки и зануды», хотя выбор этой постановки зависел далеко не только от этого.
                - А  как распределяется работа среди педагогов?
                -  У нас единодушный квартет, конечно, мы иногда творчески спорим,  иногда мы параллельно существуем, а иногда подключаемся все. У меня своя педагогическая линия выстроена, у других педагогов другая, это обеспечивает разностороннее развитие, увеличивает кругозор. У театра много друзей, которые помогают: Николай Бабич работал с нашим театром со дня его создания, пишет музыку для нас (авторская музыка специально для спектакля написанная - это очень важно), есть даже «приглашенные режиссеры»… Все для того, чтобы дать возможность детям пробовать себя в  новых театральных формах. Вместе мы дополняем друг друга. И хотя у нас нет строгого плана, спущенного сверху, сколько и что надо поставить, мы не успеваем воплотить все, что хочется.   Много ездим на фестивали, там свой фестивальный зритель,  есть несколько детских домов, с которыми мы дружим и для родителей сыграть тоже приятно. 

 Из поставленных Юлией работ:  «Великан-эгоист» О.Уайльд, «Девочки с Васильевского острова»  Ю.Яковлев, «Дочь колдуна» А.Н.Толстой, «УДачные истории» С.Козлов, «Черная курица» А.Погорельский, «Калека с острова Инишмаан» М. МакДонаха. И, думаю, впереди у Юлии много интересных работ.  И в Детском театре «Отражение»  и прекрасном театре «Сфера».

Автор: Галина Неволина


Спектакль и зритель

"Как хочется заменить само слово – «спектакль»- другим, более точно выражающим то, во что он должен произрасти, а именно: «действо». И слово, как и само понятие – «зритель» - заменить на «участвующий». Чтобы приблизить его к другому – «действующий», т.е. один из тех «действующих лиц», перечнем которых начинается любая пьеса. Да, именно, участвующий, действо".


Екатерина Еланская