44-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Год революции в театре: обзор постановок на столичных сценах

Год революции в театре: обзор постановок на столичных сценах
07 сентября 2018

...Но что делать после, когда выстрелы отгремели и рассеялся дым? Об этом – спектакль Виктории Печерниковой «Гадюка», поставленный в московском Театре «Сфера» чуть раньше юбилейного революционного года. Центр действия сосредоточен в хрупкой Ольге Зотовой (Нелли Шмелева), из нежной гимназистки превращающейся в твердого, как железо, бойца, бесстрашно сражающегося за свои идеалы и поруганные мечты, а затем тщетно пытающейся приспособиться к жизни в нэпманской России – стране, пережившей кардинальное перерождение.

Постановка – попытка беспристрастного анализа: а что же происходило в стране в пылающие годы Революции и гражданской войны? Много было и страшного, и черного, и кровавого – как в действиях победителей, так и побежденных. Да и победить мог любой, но историческая необходимость твердо выбирает только одну сторону. Для Алексея Толстого выбор был очевиден. Виктории Печерниковой остается лишь согласиться с автором, но при этом высказать и свое мнение. Ее работа – это предупреждение: не бывает войн правых и неправых, нет ни белых, ни красных – есть сломанные судьбы и загубленные жизни. Новый мир строится всегда на костях и обломках. Он может быть и лучше прежнего, но потребует себе таких невозможных жертв – да не просто потребует, а властно возьмет! – что никакой железный стержень внутри не выдержит. Время погубило Ольгу Зотову – сильную, умную, чистую. В мутной сукровице послевоенных дней выплывает пошлость и мещанство, а вольготно живут те, кто поплоше. А такие, как она, могут существовать только в очищающем огне, за разом раз сбрасывая кожу. От нее же требовалось сменить душу. И вот этого тоненькая хрупкая девушка делать не умела: другому учит война. Хорошо бы, чтобы каждый усвоил такой урок: не в театре – в жизни.

И, хотя год революции в театре представлен не столь широко, как в других областях культуры, но несколько названных постановок позволяют оценить точки зрения на это событие, реализованные режиссерами, разными по возрасту, художественным воззрениям и мировосприятию. Правы те, кто за меру всех вещей принимает человека: лишь трагедия и прозрение личности позволяют обобщить частное переживание до мирового масштаба. И, конечно, временная дистанция: большое всегда видится на расстоянии. Возможно, лучший спектакль к памятной дате еще не вышел на сцену. Но мысль о ней пульсирует в головах и сердцах, заставляя задумываться о прошлом, а значит, – и о будущем.

Дарья Семёнова

Портал Агентство культурной информации

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед