44-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Газета «Телек»: Татьяна Филатова: «Надо уметь слышать друг друга»

Газета «Телек»: Татьяна Филатова: «Надо уметь слышать друг друга»
06 ноября 2024

Она мечтала стать стюардессой, а стала актрисой. Очень хорошей. Зритель знает и любит ее по многим кино (более 100 ролей) - и - театральным работам. Достаточно вспомнить одни из последних ее работ в таких известных картинах, как «Скорая помощь», «Екатерина. Фавориты», «Домашние призраки», чтобы понять, какая Татьяна разноплановая актриса.

Новое доказательство ее мастерства – премьерный спектакль в театре Сфера в постановке Ивана Рубцова «Дом Бернарды Альбы», где она играет главную героиню.

Нелюбовь рождает ненависть

- Татьяна, вам досталась роль Бернарды – женщины не просто жесткой, но жестокой. Пытались как-то ее оправдать?

- Скорее хотела понять причины этой жестокости. Репетиции шли непросто, вживаться в этот образ было сложно, так как ничего подобного я прежде не играла. Стало легче, когда поняла истоки ее поведения, нелюбви к окружающим. Мою героиню с детства никто никогда не любил, и это ее ожесточило.

- А какие роли вам близки?

- Я люблю все свои роли, просто какие-то героини ближе к моей природе, какие-то совершенно от меня далеки. Но, чем дальше, тем интереснее играть, хотя и сложнее.

Ярославль – место особенное

- Удивилась, узнав, что вы долго мечтали стать стюардессой, а в результате решили поступать в театральный вуз. Почему?

- Я действительно мечтала облететь весь мир, поскольку обожаю путешествовать. Но в старших классах начала принимать участие во всех школьных концертах. И это так увлекло, что друзья, которым нравились мои выступления, стали советовать поступать в театральный. По их подсказке после школы поехала поступать в Ярославское театральное училище. Там не только получила прекрасное образование, но и встретила будущего мужа, с которым учились на одном курсе. Семья моя, таким образом, образовалась еще в студенческие годы, появился ребенок, потому Ярославль для меня – место особенное.

Первая роль – Эвридика Ануя

- Поработать в ярославском театре им. Волкова не пришлось?

- Нет, по окончании вуза мы с мужем опять же по подсказке друзей решили показаться в московский театр «Сфера», которым руководила Екатерина Ильинична Еланская. Подготовили с мужем отрывок, она нас прослушала и взяла обоих. Мы попали в замечательный коллектив. Еланская умела объединять людей в единое целое. У нее был интересный принцип подхода к молодым и начинающим. Она сразу давала главную роль вновь пришедшим, а в следующем спектакле уже эпизод, чтобы у артиста не закружилась голова. Лично я начала работать в этом театре с роли Эвридики Ануя, которую играла достаточно долго, как и Лолиту Набокова и Тоню в «Докторе Живаго». У Еланской было собственное видение этих произведений, и всегда в ее постановках присутствовали любовь и надежда. Это было замечательно. Настоящее искусство должно давать надежду.

Сначала дети, потом кино

- Кино пришло позже?

- Почти сразу после окончания вуза я снялась в фильме Вадима Абдрашитова «Армавир». Это было чудо – работать с такими мастерами, которые снимались в этой картине. Но затем в кино наступила пауза. Во-первых, было много работы в театре. Во-вторых, появились дети, у меня трое сыновей. И когда третьему ребенку исполнился месяц, вышла на работу. Как-то быстро после этого начались предложения в кино. Начинала сниматься в детективах и сериалах, и потихонечку втянулась, хотя поначалу на площадке очень волновалась. Сегодня чувствую себя гораздо увереннее.

Кому пробы, кому самопробы

- Многие артисты не любят кастинги…

-- Пробы как раз я люблю, не люблю самопробы. Тебе присылают отрывок из текста, и ты что-то должен сыграть. Это притом, что ты не знаешь, чего хочет режиссер, не видел сценария, но должен что-то про своего героя сочинить, возможно, вразрез с видением режиссера. Это странная история, которая появилась в последние годы, и которая мне чужда. Живые пробы, напротив, люблю, особенно с режиссером. Это куда интереснее, чем работать с самим собой.

Мне везет на партнеров

- Какие свои киноработы любите особенно?

- «Скорую помощь» люблю, свою героиню Веру Игоревну. Понимаю, почему зритель любит этот сериал. Интересно было работать в историческом проекте для телеканала «Россия» «Екатерина. Фавориты», где сыграла Марью Перекусихину – самую близкую фаворитку Екатерины II (императрицу сыграла Марина Александрова, прим. редакции). Екатерина безгранично доверяла Перекусихиной, и та в благодарность посвятила ей свою жизнь.

С удовольствием работала в сериале «Домашние призраки» для телеканала «Домашний». Отличный сценарий позволил снять серьезное хорошее кино. Еще из последних работ – «Операция Неман». Это картина о войне, где я играю любовницу героя Маковецкого. С Сергеем невероятно интересно – не только работать, но и наблюдать за тем, как он работает. Большой артист до сих пор волнуется, когда выходит на площадку.

Весной и летом снялась еще в трех картинах, о которых говорить рано. Одна снималась для канала Россия 1, две другие – для телеканала Домашний. Так что в этом году мне удалось отдохнуть всего три дня, тогда как в прошлом – шесть (смеется). Но когда выезжали в экспедиции в Рязань и Кострому, ко мне приезжала семья, и мы в выходные дни путешествовали по тамошним местам. Было здорово! Семья – это мое все.

Домашние посиделки

– У вас большая семья. Наверняка есть традиции…

- Я счастливый человек. У меня замечательный муж, три сына, внук. И самая теплая, важная для меня традиция - собираться вместе на даче или в нашей квартире, общаться, рассказывать друг другу все, что произошло за время, пока не виделись. Обожаю наши совместные завтраки, обеды и ужины.

Дети - главные критики

- Никто из сыновей не пошел по вашим стопам?

- Старший занимается художественным бизнесом, средний - оператор-постановщик, младший выбрал своей специальностью историю искусств. Он самый строгий критик. Мы с мужем прислушиваемся к нему.

Наталья Анохина

Пожелание: Желаю всем мира, добра, внимания друг к другу, сострадания и любви. Хочется, чтобы люди учились слышать друг друга, тогда жить будет гораздо легче. Каждый человек заслуживает хорошей жизни. Это моя установка, мое кредо. Так что желаю всем того же, чего желаю себе.

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед