44-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

"Дом актера": Он и Она: театрам нужны пьесы на двоих

"Дом актера": Он и Она: театрам нужны пьесы на двоих
06 мая 2025
Едва начавшийся театральный сезон 2024/25 удивил неожиданной проблемой. Казалось бы, жаловаться на отсутствие хороших пьес — общее место. Но сегодня, когда стали особенно востребованы камерные театры (по стране появляются новые, независимые, не достать билеты в уже известные), а это можно объяснить потребностью зрителя в доверительном, близком соприкосновении / диалоге / разговоре по душам, стало очевидно, что нет хороших новых дуэтных пьес. Классика в этом жанре слишком масштабна — взять того же Беккета, кто сегодня возьмется ставить «В ожидании Годо»? Нужны более легкие форматы, не абсурдистские. Впрочем, драма Коко Митани «Академия смеха», благодаря своей актуальной теме, вновь стала популярна.

Дуэтный жанр всегда был востребован, например, как материал к актерскому бенефису, так же как и моноспектакль. Но все-таки между ними есть важное различие. Как бы ни были сложны оба жанра, моноспектаклем, сыгранным талантливым актером по пьесе с хорошей, увлекательной историей (часто такие пьесы бывают почти «самоигральны»), как будто проще поразить зрителя — неожиданностью фабулы, актерским обаянием, энергией исполнителя, который забирает все внимание на себя. А вот дуэтная пьеса, при всех подпорках — уже заложенном антагонизме героев, зачастую гендерном противопоставлении, — кажется даже более сложной задачей. Большей драматургической выделки требует конфликт и характеры героев, здесь меньше повествовательности, чем в моножанре, а значит, должно быть больше действия, ограниченного, однако, локальным, практически без перемены декораций пространством и отсутствием второстепенных персонажей, толкающих сюжет. Парадокс: перед зрителем предстают два героя, но внимание публики в большей степени зависит от драматурга, а не от актера, потому как именно развитие интриги становится определяющим.

Премьера «Легкое знакомство» в театре «Сфера» вышла на «дважды» камерной сцене театра в саду «Эрмитаж» — на Малой сцене, где всего 5−7 рядов зала по периметру игрового пространства. Буквально руку протянуть до актеров. Эффект усиливается от того, что действие пьесы разворачивается в наши дни: и герои как будто ничем не отличаются от рядом сидящих зрителей. Встречаются два героя— Он и Она, средних лети в расцвете сил — а это важно, потому как пьеса отнюдь не про увядание, а, напротив, про вспышку чувств зрелых людей. Завязка проста — к ней подталкивает и ложность трактовки названия. Легкое знакомство происходит поздним вечером в гостиничном ресторане, где встречаются мужчина и женщина, оба привлекательны и одиноки…Конфликт раскачивается, как на качелях, — кто ведет, кто на кого охотится? Он или Она? Поначалу кажется, что на охоту вышла Она — а он всеми силами старается уберечься от внезапного и настойчивого интереса собеседницы, но вот весы качнулись — и инициатива уже более привычным образом за представителем сильного пола. Но не от решительных его действий, а лишь настолько, насколько позволяет Она. Поединок грозит завершиться фиаско, но оба зашли уже слишком далеко, чтобы оставить свою цель. Цель, конечно, покорить сердце. События хоть и заканчиваются в гостиничном номере, но автор соблюдает принцип эвфемизма до конца — речь только о высоких чувствах и о том, как они зарождаются и растаптываются. Наверное, главное преимущество спектакля именно в этом— два часа сценического времени раздуваются страсти, но самым чувственным эпизодом остается танец.

Драматург — ровесник (и даже постарше) режиссера Александра Коршунова, в этом смысле они разделяют общие ценности. Спектакль, как часто бывает в «Сфере», опирается на традиции позднесоветского театра с моральным конфликтом, подробным всматриванием в человека, отгороженностью от социально-политического контекста времени. Коршунов в этом спектакле при минимуме бытовых декораций — обстановка казенного ресторана, затем гостиничного номера — идет, как и всегда, в глубину характеров, психологических портретов, а в этом спектакле — что важно — и в глубину социальных и гендерных стереотипов. И Алексей Суренский, и Валентина Абрамова существуют очень подробно, каждый раз продлевая драматургическую загадку для зрителя. Ловушка задана уже тем, что Суренский — мачо, а Абрамова — целомудренная героиня, но здесь они словно меняются типажами.

Вот Он решает, что она из «ночных бабочек» (а чем еще объяснить смелое подсаживание к мужчине за столик?), но Она наделена чертами дамы высшего общества и, очевидно, лишь нарочито разыгрывает из себя сумасбродную барышню. Валентина Абрамова играет чуть с большим нажимом, чем ее партнер, почти все время действия она держит ноту на грани актерского переигрывания, что можно объяснить попыткой ее героини театрально играть в жизни, отсюда и повышенная высокопарность в речи. Большая часть пьесы и строится на Его попытке разгадать тайну, кто перед ним, и ее ответной — не быть разгаданной.

Пьеса «Легкое знакомство» написана крепко, это настоящая мелодрама — по всем законам созданная. Но огрехи ее немалы — здесь и приторность (читай: надуманность) литературных сравнений и аллюзий (героиня в конечном итоге оказывается романтической натурой, решившей стать «Донной Жуаной» и соблазнять всех встреченных мужчин в отместку первому возлюбленному), и предсказуемость развития событий (зрители почти сразу понимают, что Она не та, за которую себя выдает, поэтому Алексей Суренский сразу оказывается в более проигрышной позиции, так как вынужден стоически вести игру с «неузнаванием» до победного). И только благодаря режиссерской руке Александра Коршунова, его внутреннему камертону и самоотверженности актеров его труппы, их многолетнему опыту работы в шаге от зрителя (то есть не позволять себе ни капли фальши даже тогда, когда она напрашивается!), мелодрама не скатывается до дешевой антрепризы, и ее можно смотреть как минимум с любопытством. В первую очередь любопытство в наблюдении за актерами. Как они сыграют типизированные ситуации, словно предложенные в качестве этюдов?Есть такой тренинг: Он думает, что она хочет повеситься, и бежит спасать, а Она залезает на стул, чтобы всего лишь вкрутить лампочку; каждому говорят свое условие, и один должен отговорить другого (молча) от его действий. Вот, вспомнилось…

В пьесе Валентина Красногорова вполне можно увидеть корни из лирической комедии Семена Злотникова «Пришел мужчина к женщине», можно вспомнить и комедию Николая Коляды «Большая советская энциклопедия». Правда, обе упомянутые пьесы более изобретательно работали с исходными событиями.

Так что случайное стечение обстоятельств (молодой режиссер не смог продолжить репетировать пьесу, предложенную Коршуновым, и худруку пришлось спасать положение самому), только пошло премьере на пользу.

Елизавета Авдошина
Фото М. Гальцовой

https://domaktera.digital/?utm_referrer=https://dzen.ru/media/id/63f8eb0e42bde33eeb6f8dc3/67950fb25abff211d0b91ac3#playfortwo

Живой театр

Какой же он этот «мой театр»?
Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает...
Суть-то живого театра в живом общении...

Екатерина Еланская