43-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Александр Коршунов: «Василий Шукшин – продолжатель традиций Чехова»

Александр Коршунов: «Василий Шукшин – продолжатель традиций Чехова»
04 февраля 2015

Александр Коршунов: «Василий Шукшин – продолжатель традиций Чехова»
В Московском драматическом театре «Сфера» 31 января февраля – премьера спектакля «Раскас» по рассказам Василия Шукшина. Исполнитель одной из главный ролей в постановке Юлии Беляевой, главный режиссер театра «Сфера», народный артист России Александр Коршунов в интервью «ВМ» рассказывает о работе над Шукшиным, о специфике театра, созданном его мамой – народной артисткой России Екатериной Еланской.
- Александр Викторович, объясните, пожалуйста, какими качествами должен обладать артист, чтобы хорошо играть прозу Василия Шукшина? Вопрос – не только как к исполнителю одной из главных ролей в спектакле «Раскас», но и как к  профессору Щепкинского театрального института?
- На мой взгляд, режиссер-постановщик спектакля Юлия Беляева очень точно угадала природу шукшинского юмора, нежности, глубины, трогательности. Замечу, что выбраны рассказы о любви, с разными жизненными ситуациями, характерами, судьбами. Где-то я прочитал, что одна из главных черт прозы Шукшина – «воинствующая нежность». Актер, играющий Шукшина, должен ощущать личное причастие к судьбе народа,  его совести, иметь сострадание и ту самую нежность, о которой  сказал раньше. Соединение колоссальной силы характера, мужского начала, ранимости души, способности любить, истинной доброты отличает Шукшина от всех других писателей.
- Для вас Шукшин – классик или все же современник?
- Поскольку Василий Макарович – жил с нами совсем близко, и большой кусок даже моей жизни напрямую связан с ним, для меня он, конечно, современник. Но при этом я воспринимаю его и как абсолютного классика. Репетируя спектакль «Раскас», в очередной раз убедился в том, что в его прозе как в лучших произведениях классической литературы – ни одного лишнего, пустого слова – абсолютная плотность во всем, конкретность, психологичность, ясность в проработке каждого поворота, характера, сюжета. Высокая литература невозможна без знания жизни, без любви к человеку, без желания помочь ему, без нравственности, - и все это есть у Шукшина. Наверняка, вы замечали, что в произведениях Шукшина нет остросоциального момента или узкосоциального? В каждом сочинении идет разговор о вечности. Например, Шукшин не пишет о том, как мало платят, или почему задерживают пенсию, а обращает внимание на суть человеческих отношениях, на характеры, на историю души. Если говорить о рассказах Шушина,  он – прямой продолжатель Чехова.
- Легко ли вам играть героев Шукшина?
- Нельзя сказать, что «все как по маслу». Автор настолько серьезный, тонкий, что в него надо попасть, и готовится, и быть наполненным, и при этом предельно живым. Тем более в нашем театре «Сфера», когда актеры рядом со зрителем, и вся правда жизни очень видна, - права на ошибку нет.  Но поскольку Шукшин –  автор для меня очень близкий, то играю с радостью.
- Камерный театр требует от актера дополнительных навыков и качеств?
- «Сфера» накладывает на актеров определенные требования. Моя мама – Екатерина Еланская, создавшая этот театр, мечтала о том, чтобы сломать «четвертую стену», разделяющую зрителя и сцену, чтобы актеры и зрители находились в единой сфере энергообмена, общения. Театр именно ценен мгновениями подлинного контакта, единственного общения. Ни один другой вид искусства, общения не может дать причастность к рождению спектакля. От актера «Сферы» требуется умение жить на площадке, а не играть, не обманывать, не подменять, не обозначать.

Анжелика Заозерская

Автор: Вечерняя Москва

Читать материал

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед