43-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Александр Коршунов: "Очень важно верить в чудеса". Театрал, апрель 2021

Александр Коршунов: "Очень важно верить в чудеса". Театрал, апрель 2021
25 марта 2021
Спектакль «Продавец дождя» по пьесе Ричарда Нэша стал первой премьерой 2021 года в московском театре «Сфера» и уже вызвал много теплых отзывов зрителей. «Театрал» пообщался с главным режиссером театра Александром КОРШУНОВЫМ.

- Александр Викторович, вы говорили не раз, что в юности на вас произвел сильное впечатление «Продавец дождя», который поставил Леонид Варпаховский в 1970-е годы в Театре им. Станиславского. И вот теперь это произведение пополнило репертуар вашего театра…
- После выпуска «Затейника» я размышлял о новой постановке, перебирал задумки и, конечно же, вспомнил об этой пьесе.
После «Продавца дождя» Театра Станиславского на всю жизнь осталось светлое, трогательное и пронзительное воспоминание. Я тогда еще был студентом, учился в Школе-студии МХАТ. Очень хорошо запомнил замечательные актерские работы Василия Бочкарева, который играл Джима, и Людмилы Поляковой в роли Лиззи, Эммануила Виторгана - Файла. А наш актер Дмитрий Ячевский видел в свое время «Продавца дождя» в другом составе, где роль Лиззи исполняла прекрасная актриса Елизавета Никищихина. Этот спектакль в Москве тогда был очень заметным, знаковым, событийным, все ходили его смотреть. А потом я видел еще один спектакль, студенческий, в Щепкинском училище, который поставил Василий Бочкарев со студентами на курсе у Юрия Соломина. Это тоже был очень хороший спектакль.

- И все же, почему вы обратились именно к этому произведению? Мало ли на свете хорошей драматургии…
- Во-первых, по своей стилистике и тематике она очень наша, скажем так, «сферическая». Во-вторых, у меня было ощущение, что «Продавец дождя» нужен именно сейчас. В нем идет речь о пресловутой американской депрессии, когда страну охватил глобальный кризис на фоне тотальной засухи. Это было стихийное бедствие, выматывающее и доводящее людей до крайнего напряжения. И потому героям спектакля нужно понять, как с этим бороться, как выстоять и сохранить все лучшее, как верить, любить и надеяться в столь тяжелых обстоятельствах – вопреки всему найти опору. Мы приступили к работе и тут началась пандемия: в новых условиях произведение обрело особое звучание.

- Пьеса о вере в чудо, мечтателях и прагматиках. Насколько важна для человека эта вера?
- В работе я часто повторял строки из стихотворения Давида Саймойлова про лошадь и парня, который везде покупал газированную воду. Стихотворение заканчивается словами: «Это странное стихотворенье // Посвящается нам с тобою. // Мы с тобой в чудеса не верим, // Оттого их у нас не бывает...»
Очень важно верить в эти чудеса, тогда они непременно случатся. Это исповедует и за это борется продавец дождя Билл Старбак. Он все время повторяет: я ничем не отличаюсь от вас, каждый человек способен вызвать дождь, для этого надо только обладать большим сердцем, верь, и он пойдет!
Это те силы, которые заключены в каждом человеке, эта способность верить, любить и надеяться, преодолевать дана каждому, надо только действительно поверить и научиться видеть мир открытыми глазами. В этой пьесе вообще нет плохих людей, отрицательных персонажей, несмотря на их полярные позиции, это очень добрая и мудрая комедия.
У нас репертуар, я считаю, особенный. Екатерина Ильинична Еланская, создательница театра «Сфера», моя мама, всегда говорила, что «Сфера» - это театр высокой литературы, настоящей литературы, которая дает возможность погружения актеров, требует от них проживания и самосожжения, может вызвать в зрителе подлинное потрясение.
Екатерина Ильинична никогда не ставила «чернушных», жестоких пьес. Для нашего театра всегда важен был свет в конце тоннеля, всегда в произведении была крупная духовная опора. Наши спектакли должны поддерживать зрителя в жизни, исцелять души, вселять надежду и веру в людей, которые к нам приходят.
Хочется, чтобы это был театр, действительно, про людей и для людей. «Продавец дождя» - именно такая пьеса, в ней много нитей, которые связывают зрителей и актеров. В ней замечательный, добрый посыл.

– Летом театру исполнится сорок лет. Планируете эту дату как-то отметить?
– Cорок лет это, конечно, не 265, которые, скажем, у Малого театра. Но тем не менее цифра солидная. За эти десятилетия произошло много всего замечательного и хочется, чтобы это было достойно отмечено: так что мы готовимся.
В 2019 году маме исполнилось бы 90 лет, к ее юбилею мы выпустили спектакль «Живой театр Екатерины Еланской» на основе ее книги и постановок прошлых лет. Его прекрасно принял зритель. Мы хотим сыграть его в день рождения «Сферы» 1 июня. Это наша визитная карточка.
Юбилейным спектаклем к 40-летию должны стать «Без вины виноватые» Островского. Эта пьеса об актерах, о том, что рождает и формирует актерскую личность, о человеческих и духовных связях, о сцене, театре, жизни. Премьера должна состояться в конце 2021 года. А сейчас идет работа над новым спектаклем в постановке Глеба Черепанова, который Это будет замечательное произведение Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», премьера - 29 и 30 апреля. Ждём вас в «Сфере»!

Екатерина Сивцова, журнал "Театрал", апрель 2021

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед