44-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

«Агентство культурной информации»: Обожая всяческую жизнь

«Агентство культурной информации»: Обожая всяческую жизнь
28 марта 2024
На камерной сцене театра «Сфера» – премьера моноспектакля Александра Пацевича «Маяковский. Прогулка» по стихам и прозе великого поэта. Артист выступил также как режиссёр, автор композиции, музыкального оформления и видеоряда.

Спектакль выстроен как пунктирный рассказ о Маяковском, с чётким пониманием того, что любая композиция о поэте не будет полной – для создания общей картины нужно читать его стихи, воспоминания, заметки, изучать периодику тех лет и литературоведческие изыскания, – а потому этот литературно-музыкальный вечер продолжительностью час и 10 минут не прямолинеен, интересен, разнообразен и выполняет, пожалуй, главную свою задачу: привлекает восхищенный интерес к масштабной фигуре Владимира Владимировича, чье 130-летие отмечалось в прошлом году. Действо состоит из нескольких тематических блоков, в которых буквально двумя-тремя штрихами, россыпью интересных замечаний и цитат, приводится тот или иной биографический факт, в финале становящийся частичкой мозаичного портрета великого человека. Автор представляет своего героя как футуриста (как бы ни был этот термин условен применительно к Маяковскому), вспоминает о примечательной поездке в Америку, рассуждает о революционном и жизненном настрое мастеров искусства той поры, слегка касается любовной трагедии с участием «Лилички»… Ни в одной из частей повествования нет нарочитости, Александр Пацевич пытается даже исключить из спектакля личное отношение (безусловно, эта задача не исполнима, да и не поставлена артистом впрямую), и эти верно выбранные стиль, форма и тон проясняют, почему на программке премьеры стоит маркировка «16+»: конечно, учащиеся среднего и старшего звена вполне могут её смотреть, но «программности» школьного учебника в ней немного.

Моноспектакль наполнен стихами, часть из которых прочитана, а часть – пропета под ненавязчивое гитарное сопровождение. Пожалуй, музыкальная форма исполнения менее удачна, поскольку сложная лирика поэта кажется особенно путаной в переложении на ноты. Пацевич подражает броской манере Маяковского, и порой это тоже выглядит спорно: зрительские ряды расположены близко к сцене, а зал совсем небольшой, так что иногда хочется «уменьшить звук». Впрочем, сам герой постановки часто выступал в крошечных шумных залах, так что в использованном приеме есть смысл. Со временем волнение артиста уляжется, и его тон и способ существования тоже поменяются. Уже сегодня очевидно, что литературная основа композиции составлена очень сильно, а это главное в спектакле. Возможно, за это следует благодарить руководителя премьеры Александра Коршунова, что совершенно не отрицает большой работы исполнителя главной роли. Тем более, что интересный видеоряд, подобранный артистом опять же не прямолинейно, подчёркивает оригинальную идею Александра Пацевича.

Цель «Прогулки» – не только познакомить зрителя с творческим наследием Маяковского и заразить интересом к нему, хотя и это чрезвычайно важно. Но, наверное, куда важнее то, что премьера вызывает у смотрящего чувство гордости: за гениального русского поэта, за страну, его породившую (и это очевидно единственное место на земле, где только и мог он появиться на свет, жить, созидать, что тоже находит отражение в спектакле), за широту взгляда наших соотечественников, сумевших понять, как много разного – великолепного и ужасного, высокого и чудовищного – одномоментно происходит в России, кипит, волнуется, создаёт тот исторический и культурный ландшафт, с которым мы все нерасторжимо связаны.

Тебе обывательское

– О, будь ты проклята трижды! –

И мое, поэтово

– О, четырежды славься, благословенная! –

писал поэт о Революции, глубоко и остро почувствовав, сколь неоднозначна судьба нашего великого государства, как трудно подходить к ней с обычной меркой.

И вправе был этот исполинский человек дружески обращаться к Пушкину в стихотворении «Юбилейное»: «У меня, да и у вас, в запасе вечность». Совершенно правильно, что спектакль, посвящённый поэту, «обожавшему всяческую жизнь», не завершается сообщением о смерти. В финале Александр Пацевич исполняет песню «Послушайте!», и знакомые всем строки звучат так же волнующе, как если бы они были услышаны впервые. Потому что Владимир Маяковский – если и не наше всё, то очень многое, и его наследие оставлено нам как дорогое сокровище, которое мы обязаны беречь. И, конечно, помнить его завет, сегодня снова актуальный:

Для веселия планета наша мало оборудована.

Надо вырвать радость у грядущих дней.
В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней.

Дарья СЕМЁНОВА
фото Сергея Милицкого
https://www.aki-ros.ru/news/40356.html

Живой театр

Какой же он этот «мой театр»?
Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает...
Суть-то живого театра в живом общении...

Екатерина Еланская