44-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Театр Еланской

Екатерина Ильинична Еланская — создатель Московского драматического театра «Сфера», народная артистка России.

Родилась в Москве, в семье мхатовцев второго поколения - актрисы Клавдии Еланской и выдающегося режиссера Ильи Судакова. Получила актёрское образование в Школе-студии им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТе. Была принята в труппу Малого театра, играла ведущие роли: Софью в «Горе от ума» А. Грибоедова, Эмилию Галотти в трагедии Ф.Лессинга, Людмилу в «Вассе Железновой» М.Горького. Затем поступила в ГИТИС им. А.В.Луначарского в режиссерскую аспирантуру к профессору М.О. Кнебель. В те же годы Е. Еланская создала спектакли, ставшие заметным явлением в театральной жизни столицы и долгие годы украшавшие репертуар московских театров. Среди них такие спектакли как «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери и «Робин Гуд» С. Заяицкого в театре К.С. Станиславского«Вкус черешни» А.Осецкой в театре «Современник»«Месяц в деревне» И. Тургенева в театре М.Н.Ермоловой. В них играли: О. Даль, А. Калягин, Г. Бурков, О. Бган, Л. Круглый, Е.Васильева, Л. Сатановский, И. Козлов, В. Бочкарев и др. Многие из этих спектаклей, благодаря телевизионным съёмкам, вошли в золотой фонд телевидения. Своими постановками Е. Еланская всегда удивляла даже искушённых театралов - настолько неординарен был выбор литературного материала и смел, а порой и дерзок её режиссёрский почерк. Неукротимая творческая энергия Еланской искала выход. Её не удовлетворяли традиционные формы современного театра, и режиссёр всё более увлекалась идеей создания нового театра.

Вся дальнейшая творческая деятельность Е. Еланской была направлена на воплощение идеи театра в форме «сферы», а именно: отказ от традиционной коробки сцены, от разделения на сцену и зал; а вместо них - объединяющая в себе актеров и зрителей «сфера общения». Сиюминутный контакт актера и зрителя, по мнению режиссёра, есть основа живого театра.

Первым опытом такого театра стал спектакль «Почта на юг» А. де Сент-Экзюпери на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского, где в архитектурной форме воплотилась идея Вс.Мейерхольда, объединившая амфитеатр зрительного зала и сцену в большую полусферу. Спектакль шел на пустой сцене, что усиливало впечатление от сложной световой партитуры художника Э.Стенберга, необычным было также звучание в спектакле живого органа. В спектакле играли: Г.Тараторкин, А.Калягин, Г.Бурков, Л.Круглый, Л.Толмачева. Успех был несомненный. Позже на той же сцене возник «Нездешний вечер» М.Цветаевой, также на пустой арене сцены, в сопровождении живой органной музыки. Участники: А.Лазарев, Г.Бортников, М.Козаков, Е.Киндинов, Л.Толмачева, Г. Егорова. Затем «Россия моя, Россия» М. Цветаевой и С.Есенина с участием Т.Дорониной. Е. Еланская создавала спектакли, объединяя актеров разных театров: «Бедные люди» Ф.Достоевского, «Там, вдали...» В.Шукшина, «Письма к незнакомке» А.Моруа и А. Моравиа с участием Е.Васильевой, Е.Весника, Е.Симоновой, Е.Киндинова, Л.Круглого и др.

Все эти спектакли положили начало театру «Сфера», который окончательно был создан решением Министерства Культуры СССР в 1981 году. Общая его идея в формулировке создателя звучит так: «Мы отвергаем принцип театра-куба со снятой стенкой и подглядыванием - мы утверждаем принцип «сферы общения».

В конце 1984 года была закончена реконструкция зрительного зала театрального здания, находящегося в саду «Эрмитаж». Основателю театра Е. Еланской вместе с главным художником театра В. Солдатовым и архитектором Н. Голас удалось спроектировать и воплотить в жизнь идею сферического пространства. Они создали уникальный по своим возможностям трансформации (все места съёмные), единственный в то время в Москве зал - круговой амфитеатр с центральной и несколькими сценическими площадками внутри него. Зритель как бы втягивается в действие, становясь соучастником происходящего в спектакле. Создается круговое общение зрителей через актеров и между собой, некая круговая центробежная сила. По мнению создателей, театр есть высокоорганизованная форма человеческого общения, а «единственная подлинная роскошь - это роскошь человеческого общения" (А. де Сент-Экзюпери).

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед, в статье «Музыка "Сферы"» писал о театре:

«Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия. Из центра, от этого деревянного помоста, бегут лучами деревянные проходы-дорожки. Лестницы с игровыми площадками - между рядов. По ним действие взбегает и опадает, как бы пронизывая зал. Актеры играют рядом со зрителями. Вот - на расстоянии вытянутой руки».

Спектакли «Сферы» никого не оставляли равнодушными, вызывая горячие споры у зрителей и у профессиональных критиков - настолько неординарными и непривычными они всегда казались. Еланскую, режиссёра могучего темперамента, всегда привлекало динамичное и яркое театральное действo, ассоциативный ряд её спектаклей очень велик, широк спектр средств сценической выразительности. Театр стремится к синтезу, соединяя драму с вокалом и пластикой. У театра интересный, свежий, не повторяющий ничью афишу репертуар, состоящий из произведений авторов наивысшей художественной пробы. «Сфера» заслужила право считаться театром «высокой литературы». Внимание театра всегда привлекали не только оригинальные пьесы русских и зарубежных авторов, но и инсценировки выдающихся прозаических произведений, которые Е.Еланская, обладая и литературным талантом, всегда писала сама.

Множество блистательных литературных имён украшали и украшают афишу театра. Среди них такие как А.Островский, А.Чехов, Н.Гумилёв, М.Булгаков, М.Цветаева, В.Набоков, М.Зощенко, Б.Пастернак, Г.Пинтер, Э.Олби, В.Шукшин, Т.Уильямс, А. де Сент-Экзюпери, Ч.Айтматов, Ю.Олеша, А.Стриндберг, Г.Ибсен, М.Лермонтов, П.Мельников-Печерский, Н.Лесков, А.Платонов, В.Шекспир и др. Невозможно представить себе более несхожих по своему видению мира авторов, но театр принимает в их творчестве то, что считает главным для себя: попытку глубинного постижения вечной тайны - тайны человеческой души, человеческих отношений. Именно эта увлекательнейшая для актёра сверхзадача привлекала в «Сферу» звёзд московских театров, охотно принимавших предложение Еланской для совместной работы. Не отказываясь от приглашения «звёзд», Е. Еланской более чем за 30 лет работы театра удалось создать и воспитать свою постоянную труппу, состоящую из высокопрофессиональных актёров молодого и среднего поколения, отлично владеющих не только актёрским мастерством, но и вокалом и пластикoй, несущих на своих плечах основную часть большого и сложного репертуара «Сферы». 

Московский драматический театр «Сфера» часто и с успехом гастролировал по стране и за её пределами: в том числе в 1994 году в Южной Корее со спектаклем «Доктор Живаго», в 1995 году со спектаклем «Король, дама, валет» В. Набокова был приглашён в США на Фестиваль театров стран Восточной Европы, а в 1998 году «Сфера» представляла Россию на фестивале Стриндберга в Стокгольме спектаклем «Эрик ХIV».

В 2003 году состоялось открытие Камерной сцены, где в малой форме продолжается идея «Сферы».

Последней режиссерской работой Е.Еланской стал спектакль «Честный аферист» по пьесе В. Газенклевера (премьера состоялась 17 мая 2013 г.).

Екатерина Ильинична Еланская скончалась в Москве 16 июля 2013 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

После ухода из жизни Екатерины Еланской, театр продолжает свою работу под творческим руководством народного артиста России Александра Викторовича Коршунова, взявшего курс на продолжение дела «Сферы», сохранение эстетики и принципов этого театра.

Зритель не теряет интереса к театру «Сфера» - театру выразительных, живых композиций, бешеной динамики, сильных и ярких чувств. Своим желанием приходить на спектакли, а значит становиться соучастниками и сотворцами спектаклей, они убеждают коллектив театра в правильности выбранного творческого пути.