44-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

ТЕАТРАЛ: «МОЯ ЗЕМЛЯ, ОНА БОЛЬШЕ ВСЕХ ЗЕМЕЛЬ, ВМЕСТЕ ВЗЯТЫХ»

ТЕАТРАЛ: «МОЯ ЗЕМЛЯ, ОНА БОЛЬШЕ ВСЕХ ЗЕМЕЛЬ, ВМЕСТЕ ВЗЯТЫХ»
31 марта 2023
Насколько важны чужие ожидания? Зависит ли личное счастье от социальных рамок и конструктов, и как перестать жить ожиданием лучшего будущего? Как не потерять человечность, если всё окружение раз за разом проявляет к тебе лишь жестокость? Есть ли разница между жизнью и существованием? Эти и многие другие темы можно найти в спектакле «Земля Эльзы» театра «Сфера».

В зале нас встречает пока что пустая сцена – до начала спектакля мы можем успеть рассмотреть декорации. Круглая площадка, вокруг которой расположены зрительские места – уже сама по себе необычный и интригующий формат, но внимание сразу притягивают находящиеся на ней декорации. Символически всё на сцене поделено на два пространства: дом Эльзы Александровны, главной героини, и дом Василия Игнатьевича. Вокруг, в просветах между секторами зрительских мест – сельпо, калитки соседей, улицы. Интересно, как при небольшом количестве, тщательно, до мельчайших деталей, воссоздан современный деревенский быт. Нам легко представить это место и этих людей: каждый когда-нибудь бывал в деревне, с единственным магазином на посёлок, с пожилыми соседками-сплетницами и парой улиц самостроенных домов.

В этой постановке вообще всё знакомое и болезненно-понятное зрителю: и страшные реалии российской глубинки, и вечный конфликт отцов и детей, и дилеммы между «как хочется» и «как принято».

Свет в зале полностью гаснет, первая сцена – главная героиня, Эльза Александровна (в исполнении Екатерины Ишимцевой), просыпается, выбираясь из большого сундука, будто бы из гроба. Эта метафора, наверное, характеризует весь путь героини внутри постановки – ее возрождение от беспросветной, безысходной реальности, в которой ей приходилось существовать до встречи с, пожалуй, вторым главным персонажем истории – Василием Игнатьевичем.

Первый акт больше описательный, фактурный: нам рассказывают об истории жизни главных героев, об их семейной драме: у каждого собственной, но у каждого – жестокой, страшной, основанной на мышлении угождения общественному мнению. Постоянное беспокойство о том «что люди подумают» – в целом один из основных социальных конфликтов спектакля, ведь по какой-то причине эти социальные рамки никогда не совпадают с тем, что приносит счастье человеку. Это мышление во всём: и в глобальных событиях прошлого героини, и в мелочах:

«- У нас в деревне есть хор. И Зина там главная. Все старухи должны ходить, иначе…
- Что будет?
- Ну что будет? Зинаида всякие гадости говорить будет.
- А какое вам дело до того, что говорят?»

И мы, вместе с героями, задаёмся вопросом – а что же будет, если этим общепринятым нормам не соответствовать? Что страшного в том, чтобы освободиться от них и жить так, как действительно хочется?

Тема нетерпимости, неприятия чужого образа жизни, неспособности людей понять друг друга, отнестись к друг другу по-доброму – еще одна важная тема спектакля.

Препятствием на пути к желанному счастью героини становятся, как ни прискорбно, её собственная выросшая дочь. Ольга (в исполнении Виктории Склянченковой) не способна не то что понять и принять свою мать, её поступки и желания, но даже и услышать слова Эльзы. Для неё сама идея жить для себя и своего счастья – дикость, она вызывает только непонимание и агрессивное отрицание в ней. Артистке удалось очень точно создать довольно типичный образ одинокой женщины в патриархальном обществе, добровольно положившей всю свою жизнь на гипотетическое счастье своей семьи (оттого от этой семьи зависимой). Её не интересует, нужно ли семье такое счастье. Она стремится сохранить убогий деревенский дом, совершенно не желая услышать ни свою собственную дочь – Дашу, желающую своей семье жизни в городе, а не в деревне, ни свою мать, которой важнее её чувства к Василию Игнатьевичу. Она часто повторяет «Мам, ты совсем?». Подобный же характер агрессивного непонимания выстраивает и Дарья Затеева, сыгравшая Изабеллу – жену сына Василия Игнатьевича. Но в её случае мы скорее склонны говорить о нарциссическом образе и истеричной неспособности принять любой образ жизни, отличные от кажущегося правильным ей лично. Она, как и Ольга, лейтмотивом повторяет иную реплику – «Я хорошо знаю эту жизнь».

Единственный из персонажей-детей, пытающийся если уж не встать на сторону главных героев, то хотя бы привести конфликт к компромиссу – сын Василия Игнатьевича, Виктор (в исполнении Даниила Толстых). Но и он оказывается не понят и не услышан, и, в конце концов сдаётся, не желая конфликтовать с Изабеллой.

Пожалуй, единственным персонажем, в полной мере поддерживающим главную героиню оказывается продавщица местного сельпо, сыгранная Мариной Заболоцкой. Только она посильно помогает Эльзе и даже видит в ней пример сильной женщины, достойной восхищения. Но её мнение настолько не авторитетно для всех остальных, что просто теряется в этом круговороте семейной драмы.

Второй акт более богат на события. Здесь больше персонажей, больше эмоциональных диалогов и конфликтов, очень кинематографичных сцен. Всё это смотрится на одном дыхании, намертво приковывая внимание зала. По ходу спектакля создаётся впечатление, что каждый персонаж здесь – несчастен, будучи несвободным и будучи не в силах осознать собственную несвободу. Более того, если «прозрения» и случаются, то высказываются они исключительно в агрессивной форме, как будто это что-то фатальное, ужасающее. Конец для героев, к сожалению, печальный. Во время второго акта, который больше фокусируется как раз на отношениях отцов и детей, многие зрители не могут сдержать слёз.

Многие зрители утирали слёзы во время поклонов. Это и понятно – в этом спектакле каждый найдёт нечто близкое для себя, будь то семейная драма или тема внутренней свободы человека. Одно можно сказать точно – постановка трогает до глубины души, помогает рефлексировать собственный жизненный опыт и, возможно, по-другому посмотреть на прошлое и будущее.

Екатерина Червякова
https://teatral-online.ru/news/33105/

Спектакль и зритель

"Как хочется заменить само слово – «спектакль»- другим, более точно выражающим то, во что он должен произрасти, а именно: «действо». И слово, как и само понятие – «зритель» - заменить на «участвующий». Чтобы приблизить его к другому – «действующий», т.е. один из тех «действующих лиц», перечнем которых начинается любая пьеса. Да, именно, участвующий, действо".


Екатерина Еланская