02 июня 2022
Одна из недавних премьер в Московском драматическом театре «Сфера» - «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович - появилась в афише благодаря лаборатории «Современная российская драматургия в постановке молодых режиссеров». Для «Сферы» это первый подобный творческий опыт. Лаборатория проводилась совместно с ГИТИСом летом прошлого года, и в итоге из 30 соискателей победителем стал Иван Рубцов, выпускник курса мастерской А.С. Кончаловского.
Выбирая материал для своей постановки, режиссер ориентировался на особое сценическое пространство этого театра, с уникальной идеей построения зрительного зала и сцены. Действие пьесы разворачивается в небольшой деревне, где жизнь видна как на ладони. Здесь невозможно затеряться, скрыться от любопытных глаз и уж тем более открыто пойти наперекор привычному укладу. В сценографическом решении спектакля, тоже сделанном Иваном Рубцовым совместно с Анастасией Никоновой, есть две важные точки, а точнее, - два дома, где живут главные герои Эльза Александровна и Василий Игнатьевич. В символических деталях этого пространства отражается внутренний мир каждого из них.
Ярослава Пулинович описывает дом Эльзы как богатый по деревенским меркам. В спектакле он - мрачное и тесное вместилище многочисленных сундуков, обтянутых одинаковой тканью, которая похожа на выцветший и запыленный от времени ковер. Нажитое добро выглядит заброшенным, ненужным, и все говорит о том, что в этом безликом доме никогда не жила любовь. Жилище Василия напоминает скворечник, но неустроенность и отсутствие житейской основательности не имеют никакого значения, потому что здесь легко дышать, мечтать, можно не бояться открыть душу. На подрагивающих нитях подвешены самые разные предметы - допотопный рукомойник, керосиновая лампа, старенький фотоаппарат, книга, а деревянная лестница ведет то ли на чердак, то ли на небеса.
Спектакль начинается с того, что в доме Эльзы с шумом поднимается крышка самого большого сундука, похожего на гроб, и оттуда выбирается хозяйка. Несколько дней назад она похоронила мужа, и с его уходом закончилось заточение. Эльза словно прислушивается к себе, пытается понять, что в ней происходит. Она не чувствует горя - внутри пустота, но при этом все сопротивляется тому, чтобы уныло доживать короткий бабий век. Ей хочется чего-то особенного, необычного. Например, купить туфельки на каблучке. Розовые, с жемчужинками, они станут знаком коренных перемен. Из невзрачного кокона вылетит бабочка с нежными крыльями, и сама удивится: неужели это она?
Абсолютно точный выбор сделал Иван Рубцов, предложив роль Эльзы Ирине Мреженовой. Ее героиня носит бесформенную одежду и повязывает голову застиранным платком, речь и манеры не отличаются изысканностью, да и книг, похоже, она не читает, но есть в этой женщине какая-то утонченность, внутренний такт. Словом, то, что называют породой. Лишь однажды с непривычки споткнется в своих новеньких туфлях, а когда наденет розовое платье с романтичными рюшами, примерит изысканную шляпку, выяснится, что все это умеет носить. Словно просыпается в ней генетическая память, проявлявшаяся прежде лишь в старинной немецкой колыбельной, которую иногда тихо напевала малышке прабабушка (песенка потом еще раз прозвучит в исполнении Екатерины Богдановой). Еще не рассказана ее трагическая история, в которой репрессировали отца, а их с матерью сослали в Сибирь, но мы уже понимаем, что она не вписывается в здешнюю жизнь с особыми порядками, равнодушием, сплетнями, мелкой суетой. Эльза Ирины Мреженовой - нездешняя, особенная, и Василию достаточно мгновения, чтобы это понять.
Герой Вадима Борисова тоже прожил свой век взаперти с нелюбимой женой, не имея права на собственные желания, но каким-то чудом сумел сохранить в себе мечтателя, романтика, человека с чистой душой. Василий уехал из города, чтобы стать свободным, любоваться природой, выращивать розы, а в итоге вдохнул жизнь в Эльзу. И не случайно, пытаясь объясниться с дочерью Ольгой, она вдруг скажет главное: «Я с ним дышать стала».
Встреча уже очень взрослых Эльзы и Василия - нечаянная радость, счастливая случайность, дорогой подарок. Но и цену за запоздалую любовь придется заплатить очень высокую. Погружаясь в пьесу, Иван Рубцов увидел в ней не мелодраму, а историю любовной революции, которая произошла в маленькой сибирской деревне. «Во мне отозвалась борьба главных героев, - говорит режиссер. - Мне захотелось вдруг в чем-то быть похожим на них, поскольку с помощью любви они пытаются преодолеть страх быть собой».
Сопротивление чужеродной среды по отношению к двум влюбленным окажется по-настоящему жестоким. Оно навалится тяжелым комом, который по мере развития событий будет нарастать и в итоге нанесет смертельный удар. В этой своре злоязычные соседки Зинаида Михайловна Людмилы Корюшкиной и Таисия Петровна Ирины Померанцевой, озлобленная, давно потерявшая женский облик и абсолютно чужая дочь Ольга Ирины Сидоровой, бесхребетный сын Василия - Виктор Павла Степанова. Но самой яростной и агрессивной окажется невестка Изабелла Валерии Гладилиной. Для нее эти двое - отжившие, ненужные, бесполезные.
В спектакле Ивана Рубцова финал одновременно трагичный и светлый. Умирает Василий, и понятно, что жизнь Эльзы на этом тоже закончилась. Но ведь нити оборвались только здесь, на земле, а незримая связь двоих сохраняется навсегда. Эльза так и не снимет чудесный розовый наряд, в нем пойдет к своему любимому, единственному, главному. Будет медленно подниматься по старенькой лестнице, которая теперь уже точно ведет в небо. Тем, кто останется внизу, еще предстоит осознать вину, принять потерю и, быть может, заплакать навзрыд. Спасением станет луч света, не погасший с уходом Эльзы. Если, конечно, они сумеют его уловить.
Глебова Елена
"Страстной бульвар, 10", № 8-248/2022
http://strast10.ru/node/6023
Выбирая материал для своей постановки, режиссер ориентировался на особое сценическое пространство этого театра, с уникальной идеей построения зрительного зала и сцены. Действие пьесы разворачивается в небольшой деревне, где жизнь видна как на ладони. Здесь невозможно затеряться, скрыться от любопытных глаз и уж тем более открыто пойти наперекор привычному укладу. В сценографическом решении спектакля, тоже сделанном Иваном Рубцовым совместно с Анастасией Никоновой, есть две важные точки, а точнее, - два дома, где живут главные герои Эльза Александровна и Василий Игнатьевич. В символических деталях этого пространства отражается внутренний мир каждого из них.
Ярослава Пулинович описывает дом Эльзы как богатый по деревенским меркам. В спектакле он - мрачное и тесное вместилище многочисленных сундуков, обтянутых одинаковой тканью, которая похожа на выцветший и запыленный от времени ковер. Нажитое добро выглядит заброшенным, ненужным, и все говорит о том, что в этом безликом доме никогда не жила любовь. Жилище Василия напоминает скворечник, но неустроенность и отсутствие житейской основательности не имеют никакого значения, потому что здесь легко дышать, мечтать, можно не бояться открыть душу. На подрагивающих нитях подвешены самые разные предметы - допотопный рукомойник, керосиновая лампа, старенький фотоаппарат, книга, а деревянная лестница ведет то ли на чердак, то ли на небеса.
Спектакль начинается с того, что в доме Эльзы с шумом поднимается крышка самого большого сундука, похожего на гроб, и оттуда выбирается хозяйка. Несколько дней назад она похоронила мужа, и с его уходом закончилось заточение. Эльза словно прислушивается к себе, пытается понять, что в ней происходит. Она не чувствует горя - внутри пустота, но при этом все сопротивляется тому, чтобы уныло доживать короткий бабий век. Ей хочется чего-то особенного, необычного. Например, купить туфельки на каблучке. Розовые, с жемчужинками, они станут знаком коренных перемен. Из невзрачного кокона вылетит бабочка с нежными крыльями, и сама удивится: неужели это она?
Абсолютно точный выбор сделал Иван Рубцов, предложив роль Эльзы Ирине Мреженовой. Ее героиня носит бесформенную одежду и повязывает голову застиранным платком, речь и манеры не отличаются изысканностью, да и книг, похоже, она не читает, но есть в этой женщине какая-то утонченность, внутренний такт. Словом, то, что называют породой. Лишь однажды с непривычки споткнется в своих новеньких туфлях, а когда наденет розовое платье с романтичными рюшами, примерит изысканную шляпку, выяснится, что все это умеет носить. Словно просыпается в ней генетическая память, проявлявшаяся прежде лишь в старинной немецкой колыбельной, которую иногда тихо напевала малышке прабабушка (песенка потом еще раз прозвучит в исполнении Екатерины Богдановой). Еще не рассказана ее трагическая история, в которой репрессировали отца, а их с матерью сослали в Сибирь, но мы уже понимаем, что она не вписывается в здешнюю жизнь с особыми порядками, равнодушием, сплетнями, мелкой суетой. Эльза Ирины Мреженовой - нездешняя, особенная, и Василию достаточно мгновения, чтобы это понять.
Герой Вадима Борисова тоже прожил свой век взаперти с нелюбимой женой, не имея права на собственные желания, но каким-то чудом сумел сохранить в себе мечтателя, романтика, человека с чистой душой. Василий уехал из города, чтобы стать свободным, любоваться природой, выращивать розы, а в итоге вдохнул жизнь в Эльзу. И не случайно, пытаясь объясниться с дочерью Ольгой, она вдруг скажет главное: «Я с ним дышать стала».
Встреча уже очень взрослых Эльзы и Василия - нечаянная радость, счастливая случайность, дорогой подарок. Но и цену за запоздалую любовь придется заплатить очень высокую. Погружаясь в пьесу, Иван Рубцов увидел в ней не мелодраму, а историю любовной революции, которая произошла в маленькой сибирской деревне. «Во мне отозвалась борьба главных героев, - говорит режиссер. - Мне захотелось вдруг в чем-то быть похожим на них, поскольку с помощью любви они пытаются преодолеть страх быть собой».
Сопротивление чужеродной среды по отношению к двум влюбленным окажется по-настоящему жестоким. Оно навалится тяжелым комом, который по мере развития событий будет нарастать и в итоге нанесет смертельный удар. В этой своре злоязычные соседки Зинаида Михайловна Людмилы Корюшкиной и Таисия Петровна Ирины Померанцевой, озлобленная, давно потерявшая женский облик и абсолютно чужая дочь Ольга Ирины Сидоровой, бесхребетный сын Василия - Виктор Павла Степанова. Но самой яростной и агрессивной окажется невестка Изабелла Валерии Гладилиной. Для нее эти двое - отжившие, ненужные, бесполезные.
В спектакле Ивана Рубцова финал одновременно трагичный и светлый. Умирает Василий, и понятно, что жизнь Эльзы на этом тоже закончилась. Но ведь нити оборвались только здесь, на земле, а незримая связь двоих сохраняется навсегда. Эльза так и не снимет чудесный розовый наряд, в нем пойдет к своему любимому, единственному, главному. Будет медленно подниматься по старенькой лестнице, которая теперь уже точно ведет в небо. Тем, кто останется внизу, еще предстоит осознать вину, принять потерю и, быть может, заплакать навзрыд. Спасением станет луч света, не погасший с уходом Эльзы. Если, конечно, они сумеют его уловить.
Глебова Елена
"Страстной бульвар, 10", № 8-248/2022
http://strast10.ru/node/6023