44-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Рецензия Ларисы Каневской о спектакле "Чудаки и зануды"

Рецензия Ларисы Каневской о спектакле "Чудаки и зануды"
13 октября 2015

Чудаки, а не зануды

 «Чудаки и зануды» - один из тех немногих спектаклей в Москве, на которые можно смело идти всей семьей или даже целым классом. Будет здорово интересно, и настроение после театра будет, что надо. Писатель Ульф Старк, по книге которого режиссер Юлия Беляева поставила одноименный спектакль, родом из Швеции. Там, как и в России, людей по-прежнему трогают обычные  семейные истории, а истории, написанные Старком,  вдобавок чрезвычайно увлекательны, недаром он – лауреат многочисленных литературных премий,  в том числе премии имени великой Астрид Линдгрен. Его новая книжка «Чудаки и зануды» - про  взрослых  и детей, про людей и зверей, про маму и дочку, про дедушку и внучку, про школу и дом, в общем, про самую настоящую обычную жизнь, не экранную и не фантастическую. 

                                                                             

Людям часто не хватает взаимопонимания, а «счастье – это, когда тебя понимают…», - писал в школьном сочинении один герой культового советского фильма «Доживем до понедельника». Больше всего проблем с пониманием в отрочестве: пока ребенок маленький, родители все решают за него, когда вырастает, он решает за себя, а что делать подростку, которому пора становиться самостоятельным, взрослые же своим беспокойством только мешают.  Они боятся отпустить на свободу внезапно выросшее дитя, как бы оно не наделало ошибок. Ошибки-то  совершаются за неимением жизненного опыта, а опыт  умные люди накапливают не только свой, и все благодаря хорошим книжкам, фильмам и спектаклям.

                     

В театрах сегодня играют много детских спектаклей и еще больше взрослых, а вот для школьников, в основном,  ставят беспроигрышную классику. Подросткам  же хочется  понять себя, своих ровесников. Это потом они узнают, что суть человеческая веками не меняется, разве что быт и «гаджеты» отличаются. В театре «Сфера»  старшеклассникам подарили «Чудаков и зануд», чтобы было, о чем и о ком подумать.

Театральное пространство «Сферы»  немного походит на домашний цирк. Домашний – потому,  что маленький, а цирк – потому, что сцена круглая, а еще совсем нет барьеров, и ничто не разделяет актеров и зрителей, действие разворачивается посреди публики или публика находится посреди действия – поди пойми.

Спектакль начинается с дня рождения Симоны (Евгения Казарина). День наступил, а никто, кроме верного пса Килроя (Александр Артамонов), не радуется. Симоне грустно: они с мамой сегодня переезжают, значит, придется менять школу, соседей… и как оно все обернется? Килрой   артиста Артамонова - абсолютно живая собака с неунывающим характером и природной смекалкой, зал весело откликается на тонко подмеченные собачьи повадки.

Симона актрисы Казариной  тоже -  самая настоящая девочка, ребята в зале ей сразу верят, ее чувства и эмоции близки им и понятны. Симона будит непутевую Маму (Татьяна Филатова), проспавшую день рождения дочери, та приглашает старых соседей, чтобы устроить праздник и заодно раздать вещи, которые не хочется тащить. Мама – «интересная чудачка», которую не интересует материальный мир. На пороге их дома возникают  комические фигуры соседей и тут же исчезают, захватив на память коробки нехитрого домашнего скарба. В сопровождении оркестра появляется Дедушка (Василий Куприянов), и не остается сомнений, что все это это представление -  цирк с белым (дедушка) и рыжим (мама) клоунами, зверями, музыкантами и пр.  Белый клоун, как известно, существо лирическое и, несмотря на то, что его сопровождает целая «палата №6» странных чудаков, каждый их выход наводит на грустные мысли. Философствовать  о смысле жизни и смерти помогают стихи шведского поэта Тумаса Транстремера. 

                                         

Чудаки появляются на сцене один за другим, а где же зануды?  Может, это - Ингве (Павел Гребенников), которого неизвестно за что  полюбила взбалмошная Мама? Или Учительница (Виктория Захарова), или некоторые одноклассники, или сосед? Но все они только кажутся поначалу занудами, на самом деле, таких в книге-спектакле вовсе нет. Все персонажи - живые, смешные, яркие, непредсказуемые.

Главы книги идут одна за другой и каждая следующая еще интересней, и хочется обязательно дочитать-досмотреть  до конца.  Когда Симона приходит в школу в своем привычном свитере и бесформенной шапке, натянутой по глаза, учительница принимает ее за мальчика. В силу подростковой  закомплексованности, она  таится, а потом втягивается в игру: «Из дурочки Симоны я превратилась в задиру Симона…». Приходит азарт: ребята в классе тоже приняли ее за пацана, так она и будет вести себя по-пацански. Тут, как назло, неожиданно случается первая любовь к  мальчику (Исаак - Павел Степанов), с которым ее посадили за парту.

                                                     

Происходит череда неожиданностей - натурально комедия положений. Сколько узнаваемо смешных сцен! Учительница дает контрольную работу и сквозь «волшебные» очки строго следит за классом, и, конечно, наказывает за списывание «Симона», который прекрасно знает английский. Когда она спрашивает, какие звери и птицы есть у ребят дома, зал немедленно  откликается. А  уморительная сцена, когда «Симон», выручая прихвастнувшего Исака, пообещавшего, что принесет из дома каких-то коричневых птиц, вылавливает на рассвете всех уток на школьном дворе. В итоге класс загажен, «пацанский» подвиг идет в зачет, а училка отправляется к хулигану  домой жаловаться  родителям. Мама, выслушивая ее жалобы на  плохое поведение «сына», от души сочувствует чужому горю, принимая учительницу за фотомодель, и снимает, снимает, снимает. Блистательный  дуэт актрис доводит зал до истерики.  

              

Так и хочется пересказать все приключения Симоны и героев пьесы, но лучше посмотрите сами. Спектакль вместил комическое и лирическое, буффонаду и рефлексию, оркестр и диджейские ритмы (композитор Николай Бабич). Лаконично и нескучно художник Ольга Хлебникова решила  пространство сцены: ее пересекают два деревянных помоста, по которым удобно съезжать на скейтах, они же изображают парты, сарай, школьный двор, дом и т.д.

На премьере после бурных аплодисментов, цветов и поздравлений на сцену вышел растроганный автор пьесы: «Я всех вас люблю, и особенно я хотел бы сказать это режиссеру и всем актерам. Это было потрясающе!». В ответ режиссер Юлия Беляева призналась, что пока репетировали спектакль, все влюбились в «Чудаков и зануд», прочитали их  своим детям, а те – своим друзьям, так что эта книжка стала всеобщей любимицей.

Автор: Лариса Каневской

Блог Ларисы Каневской "Мнение"

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед