44-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

«Вести Москвы»: Открытие Земли Эльзы в театре «Сфера»

«Вести Москвы»: Открытие Земли Эльзы в театре «Сфера»
13 февраля 2022
В театре «Сфера» состоялась премьера спектакля «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович в постановке режиссера Ивана Рубцова.

С Иваном Рубцовым я впервые встретился в сентябре прошлого года на сборе труппы, когда его представили как режиссёра будущей премьеры. На тот момент он был студентом выпускного курса мастерской А.С. Кончаловского в ГИТИСе. А режиссером был приглашен театром как победитель первой в истории театра «Сфера» творческой лаборатории «Современная российская драматургия в постановке молодых режиссеров». Лаборатория была проведена театром совместно с ГИТИСом в июне-июле 2021 года, а заявка Ивана Рубцова и пьеса «Земля Эльзы» были выбраны из 30 соискателей.

Естественно я тогда подошёл к Ивану, чтобы спросить как происходил процесс. С его слов всё произошло элементарно: «Я увидел, что будет проводиться творческая лаборатория и решил подать на неё пьесу. Всё оказалось довольно просто: увидел объявление, подал заявку и меня выбрали. Вернее сначала выбрали пьесу, а потом выбрали меня. В театре мне дали возможность выбрать актёров. Мы с ними репетировали, а потом показали фрагмент спектакля. Я выбрал, на мой взгляд, прекрасных артистов, с которыми мне хорошо работается и я в них влюблён  как в каких-то очень близких мне людей. Это Ирина Мреженова и Вадим Борисов, а также Людмила Корюшкина, Ирина Померанцева, Валерия Гладилина, Павел Степанов, Екатерина Тонгур. Подобрали и вторые составы — это Даня Толстых, Лена Маркелова и другие».

- Иван, а как вы их всех полюбили? Вы бывали в «Сфере» раньше?

- Нет в «Сфере» я раньше не был. Просто когда встречаешь человека, то у тебя сразу проходит проверка «свой-чужой». Можно сказать, что в данном случае это была «любовь с первого взгляда». Как когда-то написал Булгаков, любовь как финский нож, она либо есть, либо её нет.  И если есть, то поражает из-за угла. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!

Если выбор режиссёра со студенческой скамьи кажется делом рисковым, то выбор пьесы можно было бы назвать вполне оправданным — не могут же ошибаться более трёх десятков российских театров, которые уже поставили её на своих сценах. Кроме этого написанная в 2015 году пьеса в прошлом году уже стала фильмом. Да и тема любви пенсионеров давно в тренде. Я бы даже назвал пьесу Пулинович римейком  повести Валерии Перуанской «Кикимора», опубликованной в журнале «Сибирские огни» в 1979 году, а в 1984 ставшей сценарием фильма «Продлись, продлись, очарованье…», в котором играли популярнейшие актёры Ия Саввина и Олег Ефремов. К этой мысли меня подталкивает полное совпадение сюжета повести 1979 года и пьесы 2015-го. Но для меня в такой ситуации важно не первенство в использовании ставшей типичной жизненной ситуации. Важнее трактовка популярной пьесы в данном конкретном театре и конкретным режиссёром.

Уже позже я нашёл высказывание Ивна Рубцова по поводу трактовки: «Во мне отозвалась борьба главных героев. Эту пьесу обычно ставят как мелодраму, а мне она видится историей любовной революции, которая произошла в маленькой сибирской деревне. Мне захотелось вдруг в чём-то быть похожим на них, поскольку с помощью любви они пытаются преодолеть страх быть собой. Герои Ярославы Пулинович — пожилые люди. Они, очевидно, отстали от мира, и потому вынуждены бороться с внутренней тьмой единственным методом, который им известен – любовью. И светом, который она за собой приносит…»

И мне кажется, что режиссёр выполнил поставленную перед собой задачу — преодоление страха и свет любви в постановке есть. А прекрасный актёрский состав отработал как всегда безупречно честно, так что слёзы наворачивались.

В главных ролях заслуженные артисты России Ирина Мреженова и Вадим Борисов, а также Ирина Сидорова, Елена Маркелова, Екатерина Богданова, Павел Степанов, Даниил Толстых, Валерия Гладилина, Дарья Затеева, Людмила Корюшкина, Ирина Померанцева, Екатерина Давыдова-Тонгур, Марина Заболоцкая.

http://vestimos.ru/?p=18427&fbclid=IwAR3xH2eJMiI_tTjb8LTMjBXi5GXLJ7XgVhGA6mTlJcN5s4ptcWys_ecCCXQ

Живой театр

Какой же он этот «мой театр»?
Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает...
Суть-то живого театра в живом общении...

Екатерина Еланская