44-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

ОколоТеатр: История пожилых Ромео и Джульетты, чьей любви мешают их собственные дети.

ОколоТеатр: История пожилых Ромео и Джульетты, чьей любви мешают их собственные дети.
30 сентября 2022
Спектакль «Земля Эльзы» в Театре «Сфера» по пьесе Ярославы Пулинович был поставлен недавним выпускником ГИТИСа Иваном Рубцовым зимой 2022 в рамках совместной лаборатории. Это история о двух людях, которым только на склоне лет посчастливилось встретить свою истинную любовь. В главных ролях Екатерина Ишимцева (довольно молодая для этой роли) и Вадим Борисов.

По сути, только вместе с любовью у главных героев и начинается настоящая жизнь, они наконец точно знают, чего хотят и не отступают перед преградами. Ведь Эльза, главная героиня пьесы, всю жизнь прожила вместе с нелюбимым человеком и даже ни разу не целовалась. А её возлюбленный Василий Игнатьевич проработал в школе учителей географии, а за пределы своей страны ни разу не выезжал. Вместе герои обрели не только любовь, но и снова начали мечтать: они хотят пожениться, продать свои дома и квартиры и поехать в Париж.

Их мечты и разговоры так наивны, что сразу чувствуешь, что добром это не кончится. И действительно, окружающие осуждают их союз, а собственные дети готовы сделать всё, чтобы им помешать. Уже в самой ткани спектакля заметна отсылка к «Ромео и Джульетте»: влюбленные читают отрывки из этой пьесы. Детское простодушие и беспомощность героев в борьбе за свои чувства тоже роднят их с шекспировской трагедией. Близость детей и стариков проявляется еще и в том, что Эльзу не осуждает только ее внучка, только она искренне радуется за нее. Также возникает идея, что в старости человек обретает такую же свободу и безбашенность, как в детстве: тогда у него было всё впереди, а теперь ему уже нечего терять. С «Ромео и Джульеттой» «Землю Эльзы» связывает также сюжетная канва, по которой члены семьи, по абсурдным причинам выступающие против этого союза, по сути, приближают смерть в финале.

Сцена театра «Сфера» действительно круглая, совсем небольшая, зрители окружают актеров, поэтому частенько видят их со спины. Это делает мизансцену более объемной, превращает зрителя в реального свидетеля событий, как если бы он проходил мимо на улице. Действительно, в спектакле поднимаются довольно жесткие, но для многих актуальные темы: разлад в семье из-за непонимания, эгоизма, вспыльчивости, неумения выражать свои эмоции. Ко всему этому примешивается бытовой национализм, сожаления о бездарно прожитой жизни и культивация ложных (в данной ситуации) ценностей. Ведь, оказывается, что «дом» может быть построен в полном отчуждении друг от друга, а «семья» может лишить человека истинного счастья.

Однако, камерная атмосфера сцены и наэлектризованность поднимаемых тем требуют от актеров предельной искренности и тонкости в игре. Те темпераментность, посыл, подчеркнутое проигрывание каждой эмоции, которые, возможно, органично бы смотрелись на большой сцене, здесь выглядят слишком громко. История начинает казаться довольно условной.

Тем не менее, в спектакле есть несколько трогательных сцен, в основном, это свидания Эльзы с Василием Игнатьевичем. То она делится с ним своей историей, то он вдохновенно говорит о географии, то они как дети лезут на чердак, читают книжки, танцуют. Так, взамен отживших ценностей Эльза утверждает новые - любовь, искренность и доверие.

Театр «Сфера» просто и незамысловато рассказывает свою историю о торжестве любви и света над всеми тяготами и доказывает, что счастье может озарить человека в любой момент и в любом возрасте.

Автор: Анастасия Баркова
https://vk.com/@okoloteatr-zemlya-elzy-v-teatre-sfera

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед