44-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

МОСКВА ТЕАТРАЛЬНАЯ: Чудаки снова в фаворе

МОСКВА ТЕАТРАЛЬНАЯ: Чудаки снова в фаворе
30 июня 2023
КОГДА ОН ПРИШЕЛ НА ЭТУ ЗЕМЛЮ...

А когда он пришел? Удивительно, но сто лет назад по дорогам Америки  действительно бродил человек, который продавал дождь.
Cначала – за 50 долларов,  почти как  герой культовой пьесы Ричарда Нэша. Но  делал  этот так удачно, что  его ставки росли, он наполнил водой  обмелевшее озеро, однако обмишурился на водохранилище,  и, залив его с переизбытком,  был привлечен к суду. Cудья  оправдал его  с гениальной формулировкой: « Обыкновенный человек  не в силах вызвать дождь».  Однако  чудак был  предприимчив, он  действовал с помощью «науки», смешав 23 химических элемента и поместив их в специальный бак для распыления. Очень по-американски, кстати.

Нет, «Продавец дождя»  Нэша  сделан из другого теста. Притчевый персонаж в реальной  обстановке американского Запада  50-х годов. Великая засуха. Бескрайние кукурузные поля фермеров гибнут  под безжалостным солнцем. Семья, где внутренние конфликты  накаляются  до нестерпимого градуса.  И вдруг  он, этот  странный бродяга:  «Меня нельзя ни арестовать, ни убить. Я – то хорошее, что есть в каждом из вас. Пуля пройдет навылет, не причинив вреда».

Было множество постановок и  экранизаций пьесы. И был  в 70-е годы спектакль Леонида  Варпаховского в театре Станиславского, по   которому снят фильм-спектакль. Забыть  его  невозможно. При  всем замечательном актерском  составе лидировали двое. Лиззи  Людмилы Поляковой  и  Билл Старбак Владимира Анисько. Старбак завораживал, обволакивал  своей детской улыбкой   с первой минуты  на сцене. От Лиззи невозможно было глаз отвести. Рослая, с  широкими плечами,   она размахивала большими руками и не знала, куда себя деть.  «Человек дождя» говорил  женщине с мужскими ухватками, что  она самая красивая, –  мы увидели, как  огонь   красоты   запылал в ее глазах.

В начале 21 года  «Продавец дождя» ставит художественный руководитель театра «Сфера» Александр Коршунов. О «смелости» режиссера, взявшего эту непростую  вещь в свой  ни на кого не похожий театр, уже писали.

Мода на  сценических чудаков  как будто прошла.  Хорошо помню этот водораздел: с пьесы Арро  «Смотрите, кто пришел» началась на театре эпоха наглых, не стыдящихся своей наглости героев. Так  называемых, «хозяев жизни». Тем более теперь: их время! А в героях у  Нэша –  страненнький человек,  продающий «задешево» природное явление. Тем  не менее: аншлаг на спектакль  театра «Сфера» стабилен, уже  два года.  Посмотреть    удалось только сейчас.

Как же решает режиссер – хранитель традиций русского психологического театра  – сильно  смахивающую на сказочную историю? Удивительно решает. Здесь нет «лидеров», а  есть ансамбль, который великолепно обживает каждый уголок шестигранника зала. Художник-постановщик Ольга Коршунова превратила его в старый фермерский дом, наспех окрашенный, с длинным рядом жалюзи,  наклеенными картинками из журналов, фото, и  допотопным телефонным аппаратом, где нужно говорить в раструб, и конторскими счетами, существовавшими еще  до нашей эры. У каждого обитателя – свой любимый уголок.

Только обеденный стол в центре зала собирает вместе семейство  фермера Карри. Крепко стоящий на ногах, настоящий мачо Ной (Алексей Суренский) демонстративно  выпивает сырые яйца, порывистый ребячливый  – и такой мечтательный Джим (Павел  Степанов) получает  на завтрак любимую яичницу  из пяти яиц. Сам глава семейства, не  желая есть свою  же стряпню, тщательно намазывает  джем на хлеб. А  лучшим аппетитом  наделен вечный скиталец Билл Старбак (Анатолий Смиранин). Мгновенно все поглотив,  он бежит за Лиззи (Екатерина Богданова), выпрашивая еще пирога.

Четверка  актеров – семья  Карри  – между ними  идет тончайшая психологическая игра: обмен взглядами, жестами,   даже   молчание  красноречиво. Как зритель,сидишь и  наслаждаешься,  купаясь  в   милых подробностях их жизни.
Лиззи, рассказывая  о неудачной поездке к кузенам, неожиданно говорит, что  один из них сделал ей предложение.  Раздраженная   неуклюжей попыткой найти ей мужа,  она не договаривает, дразнит   своих мужчин. Домашние замирают, боясь поверить в счастливый поворот.  Только  перекидываются вопросительными взглядами. «Я сказала, что он очень мил и пожелала ему успехов в учебе. Тетушка Ив говорит, что он в этом году начнет ходить в школу», – со смехом  заканчивает Лиззи.  На  лицах – разочарование, которое  они не умеют или  не хотят скрыть… Или  та заветная бутылочка, которую  Карри торжественно, с приуготовлением, извлекает  из кладовки к приходу Файла. Когда все расстроилось, Лиззи    делает движение ее спрятать, но,  поколебавшись, оставляет  для  непрошеного гостя...

Актеры ходят среди зрителей,  присаживаются на ступеньки,  симпатичный шериф (Дмитрий Новиков) с картинно торчащими усами   всем показывает   снимок своего щенка. Лиззи  неумело  кокетничает   со  зрителями-мужчинами,   пробуя «добыть себе мужа».
  Идет игра как бы  вообще без «четвертой стены». Не действие, а действо, не  зрители, а участвующие в действе. Всё  по законам живого театра Екатерины Еланской.

Потрясающе органичны актеры.  Дети Карри живут в своем замкнутом мирке.  Это именно Америка 50-х, хоть    без сдвинутых  на лоб ковбойских шляп  Стетсона и  призывного ржания лошадей на ранчо.  Без всевластия джинсы, между прочим. В голубой джинсовый  комбинезон «под глаза» одет  только Па  (Карри)Дмитрия Ячевского.

Невероятно перевоплощение   большого  актера, которого я  совсем  недавно  видела в «Гиперболоиде инженера Гарина» в роли циничного мистера Роллинга. Здесь  он  деликатен, добр, робеет  перед  властным старшим сыном, заботлив, как домашняя наседка, всегда с   кухонным полотенчиком через плечо. Именно  этот простой  человек  –  а  не все понимающий, всевидящий  Старбак! –  скажет  очень важные слова. "Но ты хочешь управлять семьей теми же методами, которыми ведешь хозяйство. Из этого ничего хорошего не получится"…  И еще."Человек, который ищет успокоения во лжи – нуждается в починке…".

Лиззи с зачесанными назад волосами, с обручем  на голове, в очках  – словно серая домашняя мышь. Но  это внешние приспособления. Надо   еще сыграть  некрасивую девушку, которую  целуют только  на спор.  Ученице  Александра Коршунова  одной из первых  красавиц театра (роскошная Зина в «Дядюшкином сне»)  – это вполне  удается. Идя  ночью к страннику, она распустит   пышной волной  волосы,снимет, наконец, очки, открыв большие темные глаза.  Но   выглядит  все еще   зажатой, почти деревянной.   Раскроется Лиззи , засветится вся, до кончиков  пальцев, только  после его  поцелуя.  Который  покажется    нам самым первым поцелуем  на Земле... В  ней проснется извечное  женское начало. Что  сразу    почует   роскошный представитель мужского племени Файл   (Александр Пацевич).

В спектакле Варпаховского  харизматичный  Старбак с легкостью  покорял сердца зрительниц.  Было даже не очень  непонятно, почему Лиззи не ушла с ним. В спектакле Коршунова ловец дождя нелеп, смешон,  где-то суетлив, особенно в начале.  Точно блаженный  с дудочкой, навесивший на себя  бирюльки.  Лицедейский дар Анатолия Смиранина позволяет  ему  пригасить  свое  бесспорное мужское  обаяние.  Но чем больше зритель узнает Старбака, тем  больше проникается к нему симпатией.Он  нужен всем:  и открытому  миру Джиму, и  не  слишком уверенному в себе Карри,  и  заточившему самое себя в  башню одиночества  Файлу.  Конечно же – впервые поверившей в свои чары  Лиззи.  Нужен  и несокрушимому Ною, которому, в конечном счете,  важно, чтобы все его  домашние были счастливы. Даже если для  этого надо поступать  не правильно, а хорошо.

Когда  Старбак звал Лиззи с собой, он   знал, что  она за ним  не пойдет. Но   как иначе   расшевелить  гордеца Файла? Прощальная улыбка Старбака не печальна: он счастлив , что смог помочь  этим  хорошим,  запутавшимся людям.  Финал с настоящим, не барабанным громом и  хлынувшими потоками воды за окнами (их распахивают одно за другим) – как  награда им всем. Вода из тазика долетает  до   первых рядов.Для полноты ощущений...

Привычно «плохие парни», которыми американский  киномир  густо населил Дикий Запад, оказались  на поверку добрыми и любящими. Пьеса, а за ней  спектакль,  прибавляют  веру в свои силы,  рождают неодолимое желание сделать что-нибудь   хорошее. Хотя бы  своим близким. Допустим,  позвонить им   сегодня  вечером...

Для меня притча Нэша когда-то  очень давно соединилась  с напевными строками Николаса Гильена.«Когда я пришел на эту землю/Никто меня не ожидал…/Я смотрю как люди приходят, как люди уходят,/В славе или в обиде, /Я иду по дороге,Нужно  смотреть, чтобы видеть,/Нужно идти по дороге». Смотреть, чтобы видеть, научил  нас «продавец дождя» в далекие 70-е годы. «Сфера» напомнила эту науку   самым  чудесным образом.

Ирина Крайнова
https://irin-krainov1.livejournal.com/508548.html

Живой театр

Какой же он этот «мой театр»?
Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает...
Суть-то живого театра в живом общении...

Екатерина Еланская