30 июня 2023
КОГДА ОН ПРИШЕЛ НА ЭТУ ЗЕМЛЮ...
А когда он пришел? Удивительно, но сто лет назад по дорогам Америки действительно бродил человек, который продавал дождь.
Cначала – за 50 долларов, почти как герой культовой пьесы Ричарда Нэша. Но делал этот так удачно, что его ставки росли, он наполнил водой обмелевшее озеро, однако обмишурился на водохранилище, и, залив его с переизбытком, был привлечен к суду. Cудья оправдал его с гениальной формулировкой: « Обыкновенный человек не в силах вызвать дождь». Однако чудак был предприимчив, он действовал с помощью «науки», смешав 23 химических элемента и поместив их в специальный бак для распыления. Очень по-американски, кстати.
Нет, «Продавец дождя» Нэша сделан из другого теста. Притчевый персонаж в реальной обстановке американского Запада 50-х годов. Великая засуха. Бескрайние кукурузные поля фермеров гибнут под безжалостным солнцем. Семья, где внутренние конфликты накаляются до нестерпимого градуса. И вдруг он, этот странный бродяга: «Меня нельзя ни арестовать, ни убить. Я – то хорошее, что есть в каждом из вас. Пуля пройдет навылет, не причинив вреда».
Было множество постановок и экранизаций пьесы. И был в 70-е годы спектакль Леонида Варпаховского в театре Станиславского, по которому снят фильм-спектакль. Забыть его невозможно. При всем замечательном актерском составе лидировали двое. Лиззи Людмилы Поляковой и Билл Старбак Владимира Анисько. Старбак завораживал, обволакивал своей детской улыбкой с первой минуты на сцене. От Лиззи невозможно было глаз отвести. Рослая, с широкими плечами, она размахивала большими руками и не знала, куда себя деть. «Человек дождя» говорил женщине с мужскими ухватками, что она самая красивая, – мы увидели, как огонь красоты запылал в ее глазах.
В начале 21 года «Продавец дождя» ставит художественный руководитель театра «Сфера» Александр Коршунов. О «смелости» режиссера, взявшего эту непростую вещь в свой ни на кого не похожий театр, уже писали.
Мода на сценических чудаков как будто прошла. Хорошо помню этот водораздел: с пьесы Арро «Смотрите, кто пришел» началась на театре эпоха наглых, не стыдящихся своей наглости героев. Так называемых, «хозяев жизни». Тем более теперь: их время! А в героях у Нэша – страненнький человек, продающий «задешево» природное явление. Тем не менее: аншлаг на спектакль театра «Сфера» стабилен, уже два года. Посмотреть удалось только сейчас.
Как же решает режиссер – хранитель традиций русского психологического театра – сильно смахивающую на сказочную историю? Удивительно решает. Здесь нет «лидеров», а есть ансамбль, который великолепно обживает каждый уголок шестигранника зала. Художник-постановщик Ольга Коршунова превратила его в старый фермерский дом, наспех окрашенный, с длинным рядом жалюзи, наклеенными картинками из журналов, фото, и допотопным телефонным аппаратом, где нужно говорить в раструб, и конторскими счетами, существовавшими еще до нашей эры. У каждого обитателя – свой любимый уголок.
Только обеденный стол в центре зала собирает вместе семейство фермера Карри. Крепко стоящий на ногах, настоящий мачо Ной (Алексей Суренский) демонстративно выпивает сырые яйца, порывистый ребячливый – и такой мечтательный Джим (Павел Степанов) получает на завтрак любимую яичницу из пяти яиц. Сам глава семейства, не желая есть свою же стряпню, тщательно намазывает джем на хлеб. А лучшим аппетитом наделен вечный скиталец Билл Старбак (Анатолий Смиранин). Мгновенно все поглотив, он бежит за Лиззи (Екатерина Богданова), выпрашивая еще пирога.
Четверка актеров – семья Карри – между ними идет тончайшая психологическая игра: обмен взглядами, жестами, даже молчание красноречиво. Как зритель,сидишь и наслаждаешься, купаясь в милых подробностях их жизни.
Лиззи, рассказывая о неудачной поездке к кузенам, неожиданно говорит, что один из них сделал ей предложение. Раздраженная неуклюжей попыткой найти ей мужа, она не договаривает, дразнит своих мужчин. Домашние замирают, боясь поверить в счастливый поворот. Только перекидываются вопросительными взглядами. «Я сказала, что он очень мил и пожелала ему успехов в учебе. Тетушка Ив говорит, что он в этом году начнет ходить в школу», – со смехом заканчивает Лиззи. На лицах – разочарование, которое они не умеют или не хотят скрыть… Или та заветная бутылочка, которую Карри торжественно, с приуготовлением, извлекает из кладовки к приходу Файла. Когда все расстроилось, Лиззи делает движение ее спрятать, но, поколебавшись, оставляет для непрошеного гостя...
Актеры ходят среди зрителей, присаживаются на ступеньки, симпатичный шериф (Дмитрий Новиков) с картинно торчащими усами всем показывает снимок своего щенка. Лиззи неумело кокетничает со зрителями-мужчинами, пробуя «добыть себе мужа».
Идет игра как бы вообще без «четвертой стены». Не действие, а действо, не зрители, а участвующие в действе. Всё по законам живого театра Екатерины Еланской.
Потрясающе органичны актеры. Дети Карри живут в своем замкнутом мирке. Это именно Америка 50-х, хоть без сдвинутых на лоб ковбойских шляп Стетсона и призывного ржания лошадей на ранчо. Без всевластия джинсы, между прочим. В голубой джинсовый комбинезон «под глаза» одет только Па (Карри)Дмитрия Ячевского.
Невероятно перевоплощение большого актера, которого я совсем недавно видела в «Гиперболоиде инженера Гарина» в роли циничного мистера Роллинга. Здесь он деликатен, добр, робеет перед властным старшим сыном, заботлив, как домашняя наседка, всегда с кухонным полотенчиком через плечо. Именно этот простой человек – а не все понимающий, всевидящий Старбак! – скажет очень важные слова. "Но ты хочешь управлять семьей теми же методами, которыми ведешь хозяйство. Из этого ничего хорошего не получится"… И еще."Человек, который ищет успокоения во лжи – нуждается в починке…".
Лиззи с зачесанными назад волосами, с обручем на голове, в очках – словно серая домашняя мышь. Но это внешние приспособления. Надо еще сыграть некрасивую девушку, которую целуют только на спор. Ученице Александра Коршунова одной из первых красавиц театра (роскошная Зина в «Дядюшкином сне») – это вполне удается. Идя ночью к страннику, она распустит пышной волной волосы,снимет, наконец, очки, открыв большие темные глаза. Но выглядит все еще зажатой, почти деревянной. Раскроется Лиззи , засветится вся, до кончиков пальцев, только после его поцелуя. Который покажется нам самым первым поцелуем на Земле... В ней проснется извечное женское начало. Что сразу почует роскошный представитель мужского племени Файл (Александр Пацевич).
В спектакле Варпаховского харизматичный Старбак с легкостью покорял сердца зрительниц. Было даже не очень непонятно, почему Лиззи не ушла с ним. В спектакле Коршунова ловец дождя нелеп, смешон, где-то суетлив, особенно в начале. Точно блаженный с дудочкой, навесивший на себя бирюльки. Лицедейский дар Анатолия Смиранина позволяет ему пригасить свое бесспорное мужское обаяние. Но чем больше зритель узнает Старбака, тем больше проникается к нему симпатией.Он нужен всем: и открытому миру Джиму, и не слишком уверенному в себе Карри, и заточившему самое себя в башню одиночества Файлу. Конечно же – впервые поверившей в свои чары Лиззи. Нужен и несокрушимому Ною, которому, в конечном счете, важно, чтобы все его домашние были счастливы. Даже если для этого надо поступать не правильно, а хорошо.
Когда Старбак звал Лиззи с собой, он знал, что она за ним не пойдет. Но как иначе расшевелить гордеца Файла? Прощальная улыбка Старбака не печальна: он счастлив , что смог помочь этим хорошим, запутавшимся людям. Финал с настоящим, не барабанным громом и хлынувшими потоками воды за окнами (их распахивают одно за другим) – как награда им всем. Вода из тазика долетает до первых рядов.Для полноты ощущений...
Привычно «плохие парни», которыми американский киномир густо населил Дикий Запад, оказались на поверку добрыми и любящими. Пьеса, а за ней спектакль, прибавляют веру в свои силы, рождают неодолимое желание сделать что-нибудь хорошее. Хотя бы своим близким. Допустим, позвонить им сегодня вечером...
Для меня притча Нэша когда-то очень давно соединилась с напевными строками Николаса Гильена.«Когда я пришел на эту землю/Никто меня не ожидал…/Я смотрю как люди приходят, как люди уходят,/В славе или в обиде, /Я иду по дороге,Нужно смотреть, чтобы видеть,/Нужно идти по дороге». Смотреть, чтобы видеть, научил нас «продавец дождя» в далекие 70-е годы. «Сфера» напомнила эту науку самым чудесным образом.
Ирина Крайнова
https://irin-krainov1.livejournal.com/508548.html
А когда он пришел? Удивительно, но сто лет назад по дорогам Америки действительно бродил человек, который продавал дождь.
Cначала – за 50 долларов, почти как герой культовой пьесы Ричарда Нэша. Но делал этот так удачно, что его ставки росли, он наполнил водой обмелевшее озеро, однако обмишурился на водохранилище, и, залив его с переизбытком, был привлечен к суду. Cудья оправдал его с гениальной формулировкой: « Обыкновенный человек не в силах вызвать дождь». Однако чудак был предприимчив, он действовал с помощью «науки», смешав 23 химических элемента и поместив их в специальный бак для распыления. Очень по-американски, кстати.
Нет, «Продавец дождя» Нэша сделан из другого теста. Притчевый персонаж в реальной обстановке американского Запада 50-х годов. Великая засуха. Бескрайние кукурузные поля фермеров гибнут под безжалостным солнцем. Семья, где внутренние конфликты накаляются до нестерпимого градуса. И вдруг он, этот странный бродяга: «Меня нельзя ни арестовать, ни убить. Я – то хорошее, что есть в каждом из вас. Пуля пройдет навылет, не причинив вреда».
Было множество постановок и экранизаций пьесы. И был в 70-е годы спектакль Леонида Варпаховского в театре Станиславского, по которому снят фильм-спектакль. Забыть его невозможно. При всем замечательном актерском составе лидировали двое. Лиззи Людмилы Поляковой и Билл Старбак Владимира Анисько. Старбак завораживал, обволакивал своей детской улыбкой с первой минуты на сцене. От Лиззи невозможно было глаз отвести. Рослая, с широкими плечами, она размахивала большими руками и не знала, куда себя деть. «Человек дождя» говорил женщине с мужскими ухватками, что она самая красивая, – мы увидели, как огонь красоты запылал в ее глазах.
В начале 21 года «Продавец дождя» ставит художественный руководитель театра «Сфера» Александр Коршунов. О «смелости» режиссера, взявшего эту непростую вещь в свой ни на кого не похожий театр, уже писали.
Мода на сценических чудаков как будто прошла. Хорошо помню этот водораздел: с пьесы Арро «Смотрите, кто пришел» началась на театре эпоха наглых, не стыдящихся своей наглости героев. Так называемых, «хозяев жизни». Тем более теперь: их время! А в героях у Нэша – страненнький человек, продающий «задешево» природное явление. Тем не менее: аншлаг на спектакль театра «Сфера» стабилен, уже два года. Посмотреть удалось только сейчас.
Как же решает режиссер – хранитель традиций русского психологического театра – сильно смахивающую на сказочную историю? Удивительно решает. Здесь нет «лидеров», а есть ансамбль, который великолепно обживает каждый уголок шестигранника зала. Художник-постановщик Ольга Коршунова превратила его в старый фермерский дом, наспех окрашенный, с длинным рядом жалюзи, наклеенными картинками из журналов, фото, и допотопным телефонным аппаратом, где нужно говорить в раструб, и конторскими счетами, существовавшими еще до нашей эры. У каждого обитателя – свой любимый уголок.
Только обеденный стол в центре зала собирает вместе семейство фермера Карри. Крепко стоящий на ногах, настоящий мачо Ной (Алексей Суренский) демонстративно выпивает сырые яйца, порывистый ребячливый – и такой мечтательный Джим (Павел Степанов) получает на завтрак любимую яичницу из пяти яиц. Сам глава семейства, не желая есть свою же стряпню, тщательно намазывает джем на хлеб. А лучшим аппетитом наделен вечный скиталец Билл Старбак (Анатолий Смиранин). Мгновенно все поглотив, он бежит за Лиззи (Екатерина Богданова), выпрашивая еще пирога.
Четверка актеров – семья Карри – между ними идет тончайшая психологическая игра: обмен взглядами, жестами, даже молчание красноречиво. Как зритель,сидишь и наслаждаешься, купаясь в милых подробностях их жизни.
Лиззи, рассказывая о неудачной поездке к кузенам, неожиданно говорит, что один из них сделал ей предложение. Раздраженная неуклюжей попыткой найти ей мужа, она не договаривает, дразнит своих мужчин. Домашние замирают, боясь поверить в счастливый поворот. Только перекидываются вопросительными взглядами. «Я сказала, что он очень мил и пожелала ему успехов в учебе. Тетушка Ив говорит, что он в этом году начнет ходить в школу», – со смехом заканчивает Лиззи. На лицах – разочарование, которое они не умеют или не хотят скрыть… Или та заветная бутылочка, которую Карри торжественно, с приуготовлением, извлекает из кладовки к приходу Файла. Когда все расстроилось, Лиззи делает движение ее спрятать, но, поколебавшись, оставляет для непрошеного гостя...
Актеры ходят среди зрителей, присаживаются на ступеньки, симпатичный шериф (Дмитрий Новиков) с картинно торчащими усами всем показывает снимок своего щенка. Лиззи неумело кокетничает со зрителями-мужчинами, пробуя «добыть себе мужа».
Идет игра как бы вообще без «четвертой стены». Не действие, а действо, не зрители, а участвующие в действе. Всё по законам живого театра Екатерины Еланской.
Потрясающе органичны актеры. Дети Карри живут в своем замкнутом мирке. Это именно Америка 50-х, хоть без сдвинутых на лоб ковбойских шляп Стетсона и призывного ржания лошадей на ранчо. Без всевластия джинсы, между прочим. В голубой джинсовый комбинезон «под глаза» одет только Па (Карри)Дмитрия Ячевского.
Невероятно перевоплощение большого актера, которого я совсем недавно видела в «Гиперболоиде инженера Гарина» в роли циничного мистера Роллинга. Здесь он деликатен, добр, робеет перед властным старшим сыном, заботлив, как домашняя наседка, всегда с кухонным полотенчиком через плечо. Именно этот простой человек – а не все понимающий, всевидящий Старбак! – скажет очень важные слова. "Но ты хочешь управлять семьей теми же методами, которыми ведешь хозяйство. Из этого ничего хорошего не получится"… И еще."Человек, который ищет успокоения во лжи – нуждается в починке…".
Лиззи с зачесанными назад волосами, с обручем на голове, в очках – словно серая домашняя мышь. Но это внешние приспособления. Надо еще сыграть некрасивую девушку, которую целуют только на спор. Ученице Александра Коршунова одной из первых красавиц театра (роскошная Зина в «Дядюшкином сне») – это вполне удается. Идя ночью к страннику, она распустит пышной волной волосы,снимет, наконец, очки, открыв большие темные глаза. Но выглядит все еще зажатой, почти деревянной. Раскроется Лиззи , засветится вся, до кончиков пальцев, только после его поцелуя. Который покажется нам самым первым поцелуем на Земле... В ней проснется извечное женское начало. Что сразу почует роскошный представитель мужского племени Файл (Александр Пацевич).
В спектакле Варпаховского харизматичный Старбак с легкостью покорял сердца зрительниц. Было даже не очень непонятно, почему Лиззи не ушла с ним. В спектакле Коршунова ловец дождя нелеп, смешон, где-то суетлив, особенно в начале. Точно блаженный с дудочкой, навесивший на себя бирюльки. Лицедейский дар Анатолия Смиранина позволяет ему пригасить свое бесспорное мужское обаяние. Но чем больше зритель узнает Старбака, тем больше проникается к нему симпатией.Он нужен всем: и открытому миру Джиму, и не слишком уверенному в себе Карри, и заточившему самое себя в башню одиночества Файлу. Конечно же – впервые поверившей в свои чары Лиззи. Нужен и несокрушимому Ною, которому, в конечном счете, важно, чтобы все его домашние были счастливы. Даже если для этого надо поступать не правильно, а хорошо.
Когда Старбак звал Лиззи с собой, он знал, что она за ним не пойдет. Но как иначе расшевелить гордеца Файла? Прощальная улыбка Старбака не печальна: он счастлив , что смог помочь этим хорошим, запутавшимся людям. Финал с настоящим, не барабанным громом и хлынувшими потоками воды за окнами (их распахивают одно за другим) – как награда им всем. Вода из тазика долетает до первых рядов.Для полноты ощущений...
Привычно «плохие парни», которыми американский киномир густо населил Дикий Запад, оказались на поверку добрыми и любящими. Пьеса, а за ней спектакль, прибавляют веру в свои силы, рождают неодолимое желание сделать что-нибудь хорошее. Хотя бы своим близким. Допустим, позвонить им сегодня вечером...
Для меня притча Нэша когда-то очень давно соединилась с напевными строками Николаса Гильена.«Когда я пришел на эту землю/Никто меня не ожидал…/Я смотрю как люди приходят, как люди уходят,/В славе или в обиде, /Я иду по дороге,Нужно смотреть, чтобы видеть,/Нужно идти по дороге». Смотреть, чтобы видеть, научил нас «продавец дождя» в далекие 70-е годы. «Сфера» напомнила эту науку самым чудесным образом.
Ирина Крайнова
https://irin-krainov1.livejournal.com/508548.html