45-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

"Московская беседка": Укол зонтиком

"Московская беседка": Укол зонтиком
10 сентября 2024
- Можно узнать, долго ли вы еще пробудете в Лондоне?

- Это зависит отчасти от погоды, отчасти от лондонской кухни и отчасти от сэра Роберта.

Оскар Уайльд. "Идеальный муж"


- А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку.

- Да, не скучно будет, прогулка приятная. Какие у вас планы-то, Мокий Парменыч!

А. Н. Островский, «Бесприданница»

Прокатиться на выставку в Париж — предел мечтаний состоятельных людей не только времен Островского и Лейкина, чью пьесу с блеском инсценировала Екатерина Еланская в 2009 году, но и гораздо более позднего времени. Почему-то нашим людям жизнь представляется удавшейся, если есть возможность селфануться на фоне достопримечательностей Западной Европы. Ну, на худой конец, в Америке.

С чем связаны подобные стереотипы, догадаться непросто. В этом одна из самых трудноразрешимых загадок русской души, которой всегда комфортнее дома. На этом контрасте построен легкий пародийный юмор повести Николая Лейкина «Наши за границей» и одноименный спектакль, в котором все образы решены в блестящей карикатурной манере: как наши, так и западные.

Спектакль искрится задорным юмором, построенном на узнавании и легком гротеске, что требует от актеров не только традиционного мастерства, но душевной тонкости, не позволяющей переигрывать и не допускающей вульгарности. Во всем чувствуется рука мастера — Екатерины Еланской, которая, как никто другой, умела ставить комедии.

Итак, супружеская пара приезжает на выставку в Париж. Людей посмотреть и себя показать. Привыкших к родному образу жизни, их выбивает из колеи буквально все: от немецкой пунктуальности до парижской фривольности. Питая особую привязанность к русской кухне и не находя в Европе ни щей, ни водки, ни чаю с баранками, наши впадают в страшную ностальгию, которая усугубляется полным отсутствием национальных привычек.

Супругов возмущает все: от незнания иностранцами русского языка до неприличных зрелищных заведений и соотношения цена-качество во всех парижских сервисах. Торгуясь за каждую копейку с хозяйкой гостиницы и извозчиками, наши, от избытка чувств на Эйфелевой башне, широким жестом скупают все открытки, чтобы с высоты Парижского поднебесья разослать всем знакомым и родственникам. Супруг сочиняет умопомрачительную историю о своем сражении с орлом, которого он поверг своим зонтиком. Смертельный укол! Эх, не было тогда соцсетей!.. Зато есть сейчас, и аналогия напрашивается сама собой.


Спектакль сделан не только с большим чувством юмора, но и со вкусом, с глубоким проникновением в парижскую бытовую и художественную культуру. Сцена непристойных плясок в питейном заведении а-ля бар Фоли-Бержер сделана с таким блеском и проникновением в парижскую культуру полусвета, с такой энергией, с таким изысканным изломом, что доставляет истинное удовольствие знатокам если не французской жизни, то французского искусства.

Остается только добавить несколько слов об актерской игре. Помимо главных действующих лиц, чьи заслуги не нуждаются в доказательствах (Валентина Абрамова в роли Глафиры и Павел Гребенников в роли Иванова) и стилистически безупречной игре Екатерины Тонгур (мадам Баволе), беседка открыла для себя Алексея Суренского, который и в эпизодах привлекает зрительское внимание необыкновенным изяществом поз и движений. Суренский — разносторонний актер, и в течение небольшой пьесы с легкостью перевоплощается и в наших, и в их персонажей, привлекая внимание неотразимым французским шармом и открытым огнем русской души.

«Наши за границей» узнаваемы всегда. Есть что-то сугубо национальное в нашем человеке, которому вольготно только в своих бескрайних просторах, в своей культурной среде. Это что-то мешает полностью вписаться в чужую жизнь, но именно это что-то привязывает к своему дому. Дому, который, несмотря ни на что, лучше любых гостей.

Мария Московская, https://dzen.ru/a/ZtwDyJ_-9h6zHiYz 

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед