44-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

«Его пытались стереть из памяти»

«Его пытались стереть из памяти»
12 сентября 2018
«Аркадия Аверченко современники называли королем смеха: журнал «Сатирикон», который он возглавлял в 1908-1911 годах, знала вся страна», – говорит режиссер Константин Демидов. Вместе с артистами московского театра «Сфера» он поставил спектакль «Гнездо перелетных птиц» по новеллам писателя. 

В 1920 году выступивший против революции писатель был вынужден навсегда покинуть Россию. На одном из последних пароходов он отплыл в Константинополь, массово принимавший в те годы русских эмигрантов. Блистательные юмористические рассказы, очерки и фельетоны принесли Аркадию Аверченко ошеломляющую популярность. Тем труднее поверить, что на протяжении многих десятилетий у себя на родине он был предан забвению.

– До сих пор его замечательная, но малоизвестная проза редко появляется на российской сцене, – продолжает режиссер. – Тексты Аверченко почти не экранизируются. Хотя забыть этого писателя – все равно что убрать на пыльную полку картины Тарковского. В юмористическую оболочку его текстов завернуты глубокие смыслы. Работая над спектаклем, мы больше всего хотели, чтобы зрители, которые его увидят, перечитали Аверченко.


Спектакль называется «Гнездо перелетных птиц» – в честь сатирического кабаре, которое Аверченко организовал в Константинополе.

– Труппу он собрал за шесть дней, – рассказывает Константин Демидов. – И уже неделю спустя она дала первое представление, которое полюбилось публике. Критики писали, что среди прочих театров «Гнездо перелетных птиц» стоит особняком: планка была очень высока.

В постановке Константина Демидова биографические зарисовки из жизни писателя, относящиеся к периоду создания «Гнезда…», соединяются с сюжетами рассказов, создавая ощущение «театра в театре». Инсценировку для спектакля написала актриса «Сферы» Виктория Склянченкова.

– Вика изучила и обработала множество материалов, посетила места, где работал театр, не раз побывала в Праге, где прошли последние годы жизни Аверченко. Собственно, благодаря ей этот спектакль появился на свет. Я за материал ухватился сразу – обожаю тексты, в которых артисты могут по-настоящему раскрыться, а здесь каждый из них играет несколько интереснейших характеров. Надо сказать, что и сами актеры загорелись и за дело взялись с азартом. Им удалось создать атмосферу импровизации. На репетициях рождалось множество приколов и фразочек, которые теперь используются на сцене. К тому же, спектакль получился музыкальным.

Рассказы Аверченко соединились в постановке с творчеством его современника Александра Вертинского. Знаменитый исполнитель и автор песен тоже прожил жизнь эмигранта. Правда, в отличие от сатирика, вернуться на родину он все-таки смог.

– Песни Вертинского очень точно, смыслово, атмосферно ложатся в историю «Гнезда…» Мотивы, которые затрагивает в своих песнях Вертинский, близки и Аверченко.

Известно, что Вертинский и Аверченко были знакомы лично (в архивах сохранилась совместная фотография), но вместе они не выступали. Мне кажется, Даниил Толстых, который исполняет в спектакле песни Вертинского, довольно точно схватил суть этого автора, как и Дмитрий Новиков – суть Аверченко, так что в нашей постановке две эти звезды все-таки встретились на одной сцене.


Если в целом карты сложились для спектакля удачно, то сценическое пространство «Сферы», по словам Константина Демидова, напротив обернулось вызовом.

– Вписывать спектакль в нестандартное пространство – одна из моих любимых задач. Конкретно эта постановка, на мой взгляд, отлично влилась в зал, который своей округлой формой так и напоминает гнездо. Я, когда рисовал эскизы, думал даже выложить ветки между рядами, чтобы зрители вместе с артистами сидели в нем, как птенцы. У меня уже был опыт работы в похожем пространстве: круговая рассадка использовалась в спектакле «Событие» (по Набокову), который я ставил в Краснодарском Молодежном театре.

На вопрос, чем же сегодня так притягивает в Аверченко, режиссер отвечает:
– Первоклассный юмор. Мне кажется, нынешние зрители не очень-то им избалованы. Аверченко в этом смысле задает высокую планку тонкой литературной иронии. Кто-то может сказать, что его ставить рискованно. Но я привык думать, что зритель умнее меня и непременно считает все коды. Тем более что «Сфера» традиционно известна, как театр интеллектуального зрителя. Здесь ждут именно такого материала. Как сказал главный режиссер театра Александр Коршунов, Аверченко – это наш автор. И судя по первым показам, это действительно так. Этот писатель уже был когда-то в репертуаре «Сферы», и вот теперь – вновь вернулся сюда.



Анна Тимина
Журнал "Театрал"

Живой театр

Какой же он этот «мой театр»?
Живой. Сегодняшний и вечный. Просто, в нём не нарушено звенышко: сейчас, сию минуту живой актёр и живой зритель – взаимодействие, теснейшая их взаимозависимость и взаимосвязь... устранено всё, что этому мешает...
Суть-то живого театра в живом общении...

Екатерина Еланская