44-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Блог "Московская беседка": В луче оранжевого цвета

Блог "Московская беседка": В луче оранжевого цвета
16 мая 2024

В луче оранжевого цвета

О моноспектакле Александра Пацевича «Маяковский. Прогулка» (Московский драматический театр «Сфера»). Премьера 1 марта 2024

Ненавижу

всяческую мертвечину!

Обожаю

всяческую жизнь!

В. Маяковский. «Юбилейное», 1924

Талантливый поэт — всегда Вселенная. Бесконечно разнообразный спектр, где зарождаются и угасают цвета — огромное количество цвета, как в радужном спектре, где переливаются и переходят друг в друга бесконечные цвета и оттенки. Внимательный и чуткий читатель находит для себя главный цвет, наполняющий родственным отзвуком сердце. Так рождается особое взаимопонимание между читателем и поэтом.

Александр Пацевич отобрал для себя главный цвет — оранжевый. Цвет огня, жизни, неукротимой энергии, составляющей основную тему его творчества. Пламенный темперамент актера, страстность, сила чувств, громогласность и особая душевная организация, нуждающаяся в титанической силе слова, явленной великим поэтом, нашли полное соответствие и созвучие души поэта с душой артиста.

Александр Пацевич делает акцент на жизнелюбии Маяковского как наиболее близкой черте его личности и его лирики. Этим объясняется композиция и сценография спектакля. Перед нами не линия жизни, не трагически оборванная литературная карьера и не хронологически выверенная читка. Пацевич начинает с «Юбилейного» и заканчивает им же: его Маяковский обращается к Пушкину — альфе и омеге больших русских поэтов. Пушкин для его Маяковского — вечный огонь вдохновения, не остывающий никогда.

Оживив своего героя, актер запросто выходит к публике, чтобы познакомиться с товарищами-потомками. Он мальчишески радуется, что зрители будущего помнят его стихи и, обнаружив общность с публикой, окрыленный ее пониманием, азартно пускается в путь по волнам своей поэзии, такой непохожей на всю русскую классику.

Выбрав созвучную струну, актер полностью перевоплощается в любимого поэта. Это полное перевоплощение открывает новые горизонты и творческие возможности: на сцене звучат стихи Маяковского под музыку, сочиненную самим актером. Рваная строка Маяковского, его внутренний ритм и ошарашивающие образы получают неожиданное звучание, исполненное силы и мастерства.

Маяковский раскрывается с новой силой. Его стихи, исполненные под гитару человеком с острым пониманием и соответствием его поэтическому духу, производят очень сильное впечатление, сродни рок-музыке 21 века. Музыка эта очень красивая и оригинальная. В чем-то Пацевич — новатор: он срежиссировал и сыграл яркий спектакль-концерт, с живой и записанной музыкой, видеопроекциями, выразительным, говорящим светом. Перед нами полностью авторский продукт высокого качества, где актер раскрывается с новой для театральной публики стороны.

Хотя беседка — не большая поклонница мультимедийных технологий, как раз в этом спектакле они весьма уместны: именно они создают визуальный фон эпохи, в которой довелось жить и творить нашему герою. Особенно выразительна тема корриды, символизирующей бесчеловечность 20 века. Столкнувшись с корридой в Мексике, переродившись в душу быка, которого забивают, Маяковский, - а вслед за ним Пацевич, истекают кровью алого света, той самой театральной кровью, без которой нет сопереживания большому искусству.

Именно эта тема — тема корриды — возвращается на сцену с возвращением Маяковского в СССР, с громогласными лозунгами, гигантскими транспарантами, за которыми стоит кровь и растоптанные человеческие судьбы. Очень точный и выразительный образ, превращающий человека в быка, которого закалывают и который не в состоянии сопротивляться.

Очень сильная сцена, посвященная сочинению стихов на смерть Сергея Есенина, где поэт огромным усилием творческой воли сочиняет нечто такое, что в поэтическом смысле окажется сильнее прощальных есенинских строк. Музыкальная тема народного поэта сливается с мощным ритмом стихов, внутренняя сила которых противопоставлена смерти. Строки удивительной мощи изо всех сил пытаются перекрыть тяжелую депрессию поэта, жизнь которого обесценена:

Для веселия
планета наша
мало оборудована.

Надо
вырвать
радость
у грядущих дней.
В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно трудней.


Пацевич выбрал для своего Маяковского очень верный тон. Тон доверительной интонации, с какой поэт общался с современниками. Именно так — запросто и доверительно — стоит сегодня говорить с залом, со своими современниками, чтобы оживить большого поэта, давно покрывшегося «хрестоматийным глянцем», который он так ненавидел. Который ненавидят и боятся все большие поэты, предчувствуя огромную разницу между собой, настоящими, и образом себя, который слепит государство после смерти.


Перед нами — живой поэт, стихи которого отлично ложатся на гитару и могут украсить изысканную рок-тусовку. Поэт с живыми интонациями и страстной душой, не боявшийся быть другим. Не боявшийся быть собой. Поэт, чьи стихи излучают яркий оранжевый свет жизни, своим таинственным соответствием созвучный главному цвету театра. Не зря свой моноспектакль-концерт Александр Пацевич посвятил Екатерине Еланской, создавшей театр необыкновенной жизненной силы, не покинувшей его по сей день...

Мария Московская, https://dzen.ru/a/ZkHVgDsJZBNLeYAO 

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед