44-й театральный сезон

Касса театра:

Купить билет

Главный режиссер театра:

Народный артист России

Основатель театра:

Народная артистка России
#театрсфера

Аргументы недели: Актриса Валерия Гладилина: «Объединение наших театров – это смерть»

Аргументы недели: Актриса Валерия Гладилина: «Объединение наших театров – это смерть»
24 мая 2022
Валерия Гладилина окончила ВТУ им. Щепкина. За время работы в театре «Сфера» сыграла целый ряд ведущих ролей в спектаклях «Лолита», «Раскас», «Гадюка», «Кабала святош», «Лес», «Без вины виноватые», «Земля Эльзы» и др. Зритель знает актрису по ролям в таких фильмах и сериалах, как «Найдёныш», «Вьюга» и «Молодёжка».

- Валерия, какая сейчас обстановка в театре «Сфера», как воспринимают актёры возможное слияние с театром «Эрмитаж»? Вы лично?

- Это смерть. Труппу в театр «Сфера» собирала лично Екатерина Ильинична Еланская, основатель «Сферы». Она и меня в труппу приняла в 2009 году. Я была одной из последних артисток, кого она взяла. Это была женщина с огнём в глазах, с жаром в груди, с мечом и щитом в руках, которая пробивала дорогу к своей идее, своей мечте, и защищала тех, кто ей был близок и дорог. В нашей труппе нет лишних людей. Мы все единомышленники, мы продолжаем идею «сферы общения». Всего того, что закладывала Екатерина Ильинична. Повторяю, лично для меня объединение с театром «Эрмитаж» – это смерть. Потому что театр «Сфера» для меня –  жизнь.Но я очень надеюсь, верю в нашу борьбу за театр «Сфера». Мы делаем всё возможное и невозможное, что в наших силах. Это будет большая потеря для всех, в том числе и для артистов, для зрителей, если два таких разных театра объединят. Нас любят не только в Москве, в разных городах, куда мы ездили на гастроли – в Ярославле, Владимире, Нижнем Новгороде, Иркутске, Барнауле. Мы единственный, удивительный, эксклюзивный театр с круглой сценой, где нет никаких барьеров и стен между актёром и зрителем. Где зритель плавно и спокойно погружается в спектакль и оказывается с нами в одной атмосфере. Поэтому всё и называется «сфера общения». Такого театра нет нигде, в Москве – точно.

- Почему вы думаете, что всё будет так плохо? Ведь труппу «Сферы» обещают сохранить, спектакли оставить…

- Вы же понимаете, обещания на словах не значат обещание на деле. Невозможно слить два театра, которые категорически отличаются своим почерком. Наш театр невозможно слить с портальной сценой. И потом, вы представляете, что при объединении у нас окажется уже не 40, а 80 артистов? На мой взгляд, будут сокращения. Вы как руководитель будете сокращать своих сотрудников? Вам, наверное, будет проще сократить «чужих». И вот мы боремся за наш театр…

- Успехов вам в этой борьбе!.. Вы недавно сыграли в нескольких премьерах «Сферы». Что это за роли?

- В декабре 2021 года мы выпустили «Без вины виноватые» Александра Островского в постановке Александра Коршунова. Я исполнила роль Нины Павловны Каринкиной. Затем была премьера спектакля «Земля Эльзы» в постановке Ивана Рубцова, у меня роль Изабеллы, неоднозначного персонажа.

- Вам нравится погружаться в другую эпоху, эпоху того же Островского, носить исторические платья, корсеты, шляпки? Какие ощущения?

- У нас в труппе собрались многогранные артисты, которые могут играть всё, что угодно. Мне интересно играть как исторические спектакли, так и современные. Интересно, как люди говорили в другое время, как двигались, носили платья.
  Что касается нарядов, то сначала рисуется эскиз, выбирается цвет, фасон. Я часто участвую в этом процессе, с большим удовольствием. Ищем причёску, грим, макияж. В ходе репетиции всё может поменяться, появляются новые мизансцены, и ты, например, понимаешь, что в этом костюме тебе будет неудобно. Надо что-то подправить. Мне не очень удобно в платьях с кринолином, но это безумно интересно. Переодеться, перевоплотиться, почувствовать себя другим человеком, персонажем. Это очень мотивирует.

- Вам было бы удобно жить в позапрошлом веке, комфортно?

- Поскольку я привыкла к современным удобствам, наверное, без них мне было бы сложно. Но человек ко всему привыкает.

- Вы упомянули спектакль «Земля Эльзы». Я его смотрел, и меня вот, что смутило. Там любовью двадцатилетних любят друг друга мужчина и женщина под 80 лет. Поцелуи, объятия. Откуда, извините, силы берутся? Вас это не задело, когда вы читали пьесу?

- Когда я прочитала пьесу, я очень сильно плакала. И на читке не могла себя сдержать, потому что, мне кажется, такая любовь возможна. Я была случайным свидетелем того, как в жизни люди пожилого возраста, вдова и вдовец, встретились, познакомились и стали жить счастливо, оставаясь в романтических отношениях. Им уже было за 50…

- За 50, это не за 70, поверьте!

- Понимаю. По пьесе, нашему герою 72, а Эльзе – 76. Но не забывайте, что там всё объясняется, там говорится, что это – первый поцелуй Эльзы, который она подарила своему возлюбленному. И это – единственный поцелуй в спектакле!

- А скажите, красота помогает в актёрской профессии, или порой мешает?

- Никогда не считала себя особенной или красивой. Что касается кино, ты можешь быть в жизни с богатой индивидуальностью, невероятно красивой, но на экране можешь выглядеть плоско. На сцене то же самое. Тебе может не хватать своих внешних ресурсов – для того, чтобы быть объёмным на площадке. Поэтому, помимо внешних данных, нужна бесконечная работа над собой. Мне вообще повезло. Я играла разные роли – молодых девушек, гимназисток или школьниц, чуть постарше, положительных, но и характерных героинь. А сейчас в мой репертуар добавились две роли персонажей – обаятельных злодеек. Палитра моих работ в нашем театре меня очень радует.

- Кстати, о ваших ранних ролях. Вы играли Лолиту в одноимённом спектакле по роману Набокова. Насколько сложно было перевоплощаться в кокетливую девочку?

- Когда меня взяли на службу в театр «Сфера», Екатерина Ильинична Еланская сразу сказала, что первой моей ролью будет Лолита. Спектакль к тому моменту, когда меня приняли в труппу, шёл уже очень долго. И нужно было обновлять состав. Еланская любила такие эксперименты. Тогда эту роль играла Валентина Абрамова, и она заболела. Встал вопрос замены спектакля, или срочного ввода на роль Лолиты. Екатерина Ильинична позвонила мне и спросила – ты готова? Я ответила – готова. Мне было тогда 21 год. Взяла текст, выучила, пришла на следующий день на репетицию. Артисты меня максимально поддерживали. Мне не составило большого труда перевоплотиться в Лолиту, моя душа была пластична, податлива.

- Кстати, а какой вы сами были в возрасте Лолиты?

- Очень спокойной и тихой девочкой. Я в школе столкнулась с абьюзом, буллингом, как сейчас принято говорить. Была серой мышью и изгоем. Из-за непонимания с одноклассниками училась довольно плохо…Так вот, про Лолиту. Она, напротив, была очень яркой девочкой. У нас не было в спектакле никаких провоцирующих моментов. Лолита была искренней, наивной. Эротических сцен не было. Всё -  на грани фантазии зрителя.

- Вы как относитесь к подобной страсти очень взрослого человека к столь юной особе?

- Я не одобряю сильную разницу в возрасте.

- А вы сами сильно подвержены страстям человеческим? Или вы всегда с холодной головой, сдержанны, спокойны?

- Нет, я очень импульсивный человек, очень эмоциональный, яростный. Но стараюсь сдерживать себя.

- Яростный? А в чём проявляется ваша ярость?

- В первую очередь, это касается моего близкого окружения, моей семьи, мамы. Если мама сталкивается с какими-то трудностями, она пытается о них умалчивать, чтобы я не переживала. И мне очень трудно находиться из-за этого в спокойном состоянии, я готова рвать и метать, когда дело касается мамы. Она – самый близкий мне человек.

- Живёте с мамой?

- Нет, она живёт в Калининграде, я оттуда родом. Мы общаемся каждый день по телефону.

- Вы сыграли балерину в спектакле «Колокола». Чему обучались перед этим – стоять на пуантах, крутить фуэте?

- Когда я ещё жила в Калининграде, я 10 лет занималась хореографией. В профессиональном хореографическом ансамбле «Мечта», он один из лучших в области. Мы ездили на разные фестивали, по всей Европе, представляли Россию. У нас были классические постановки, народные танцы. Так что я с детства в хореографии. И в «Колоколах» мне было достаточно легко работать, играть балерину. Так же я сыграла балерину в постановке Петра Гладилина «Любовь как милитаризм». Моя главная героиня была бывшей профессиональной балериной… Могу крутить фуэте, да. Но сейчас не больше двух раз!

- Чему ещё специально обучались для той или иной роли? Вот вы играли тренера по фигурному катанию в сериале «Молодёжка». С кого списывали образ – с Этери Тутберидзе?

- Нет, мне не надо было ни с кого списывать образ. Режиссёр сразу сказал, какой у меня персонаж. Перед съёмками я занималась с профессиональным тренером, который научил меня стоять на коньках – Сергей Новицкий. Я до этого не каталась. Было безумно интересно. Снимали в огромном Ледовом дворце, съёмочная группа была классная, все поддерживали меня. Потому что мне надо было выходить на лёд, где катались дети, которые на коньках – как рыба в воде. А я их типа обучаю! Я боялась, как бы мне их не сбить, параллельно над катком летал кран, напротив камеры, а вокруг ещё маневрировал стадикамщик на коньках. Сущий рой!

- А сами каким спортом занимались?

- Долгое время занималась плаванием. С 4 лет держусь на воде, у меня мама тренер по плаванию. Работает с грудничковыми детьми, с беременными, вела аквааэробику, у неё очень большой опыт. И всё моё детство я провела в бассейне. Несколько лет занималась синхронным плаванием, спортивным, и вот параллельно пошла на танцы. Танцы победили в итоге.

- Какие страхи у вас есть в жизни?

- Я боюсь глубины.

- Вы же прекрасно плаваете!

- Был очень неприятный опыт в детстве. Меня затянуло течением в Балтийском море. Холодное море, но при 16 градусов там открывается сезон. Всё зависит от течения и прогноза погоды. Я в это время уже хорошо плавала, но попала в водоворот, рядом с берегом. Помню, меня охватил дикий страх, начало накрывать волной. Я стала бороться со стихией. Не могла вдохнуть полной грудью. Борьба закончилась только тогда, когда моя мама уже была рядом со мной. Она сама увидела, что я тону… Мама меня спасла. Она постоянно помогала и помогает мне в жизни, за что я ей искренне благодарна!

АЛЕКСАНДР МАЛЮГИН
https://argumenti.ru/interview/2022/05/773286
  

Живой театр

"Мажорная симфония в белом"... Не "театр-зрелище" - "театр-взаимодействие"... На видном месте - эмблема: круг. Круг, объединяющий всех, кто сюда пришел. Сцена - в центре: небольшой деревянный помост шестигранником. Деревянная круговая дорожка отделяет помост от рядов. Принцип цирка, принцип волчка: зрители - вокруг точки, в которой пульсирует действие. Нет деления на "зал" и "сцену с кулисами", на "театр" и "мир" — нет делящей стены, нет зеркала сцены. Есть сфера взаимодействия..."

Лев Аннинский, литературный критик, литературовед